Актуальные проблемы налогообложения инновационной деятельности

Ставка на инновации в современных условиях – это, в первую очередь, расширение внебюджетного (включая ГЧП) финансирования НИОКР, что подразумевает более активное внедрение их результатов в производство (то есть, отдачу на вложенный капитал), перевод науки на частичную самоокупаемость, в том числе за счет образования малых внедренческих предприятий при ВУЗах.

Именно эти меры, по мнению руководства страны, должны снизить зависимость российской экономики от колебаний мировых цен на углеводороды, и решить задачу преодоления многолетней технической и технологической отсталости российской экономики, замены физически и морально изношенных основных производственных фондов.

При этом, представляется, что ранее существовавшая система бюджетного финансирования, в том числе посредством разработки целевых программ, а также создания государственных корпораций, в условиях низкой транспарентности, показала свою недостаточную эффективность.

В связи с этим, наряду с планируемым уменьшением прямого государственного участия в экономике (включая очередной виток приватизации), правительство стремиться перераспределить денежные потоки в пользу бизнеса, стимулируя его, в том числе путем предоставления налоговых льгот, активнее инвестировать в инновационные проекты и техническое перевооружение действующего производства, в том числе на условиях ГЧП.

Отказавшись в середине 90-х годов прошлого века от льготы по налогу на прибыль в части расходов, направляемых на капитальные вложения, в новейшем налоговом законодательстве изначально освободило проектное и корпоративное финансирование инвестиционной деятельности от основных налогов – НДС и налога на прибыль. Тем самым, процесс первоначального накопления активов внутри развивающихся бизнес структур проходил в тепличной обстановке. При этом, перераспределение полученного продукта на личное потребление через дивиденды происходило и происходит по сравнительно низкой налоговой ставке, различающейся в зависимости от того, резидентом какой страны является получатель дивидендов (дополнительный налог на вывод капитала за рубеж). Тем не менее, такие меры государственной поддержки не стимулировали приток инвестиций в инновационный бизнес.

В то же время, до последнего финансового кризиса 2008 года в условиях постоянного роста ВВП, государство не предоставляло инновационному бизнесу специальный режим наибольшего налогового благоприятствования, делая, как выше отмечалось, ставку на прямые государственные инвестиции в этот сектор через государственные корпорации, бюджетное финансирование науки (включая представление связанных с этим налоговых льгот), государственные целевые программы и фонды поддержки (государственных гарантий) малого и среднего бизнеса.

Учитывая, что бюджетное финансирование в большинстве случае не способно создать необходимую мотивацию у участников инвестиционного (и инновационного в частности) процесса, государство в очередной раз попыталось задействовать в целях стимулирования инновационной деятельности инициативу самих предпринимателей как отечественных, так и зарубежных (в том числе институциональных инвесторов).

В условиях постоянного роста налоговой нагрузки на бизнес, начиная с 2009 года правительство стало последовательно вводить комплексный налоговый режим поддержки инновационной деятельности, перекладывая налоговое бремя на оставшихся не «продвинутых» в научно-техническом плане предпринимателей (включая малый и средний бизнес в сфере торговли).

Учитывая специфику деятельности - долгий срок окупаемости, высокий риск в сочетании с высокой доходностью, высокую «человекоемкость» (повышенную интеллектуальную насыщенность) инновационного процесса, а также особые формы финансирования (например, гранты), меры государственного стимулирования такой деятельности должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий на «предпосевной» или «посевной» стадии инновационной деятельности, а также введения системы налоговых льгот для «бизнес-ангелов» и венчурных капиталистов, как путем налогового стимулирования предоставления такой финансовой помощи инновационным предприятиям, включая снижения налоговой нагрузки в отношении доноров при их входе в инновационные проекты, так и на выходе из него – при получении (реинвестировании) ими полученной в результате реализации такого проекта прибыли по его завершению. Кроме того, такие меры должны привести к введению особого режима налогообложения малых внедренческих предприятий, создаваемых при ВУЗах и научных центрах.

К мерам стимулирования рыночного предложения инноваций можно отнести снижение налоговой (в части страховых взносов) нагрузки на фонд отплаты труда инновационных предприятий, включая введение национального режима для обложения подоходным налогом заработной платы приглашенных из за рубежа высококвалифицированных иностранных специалистов (наряду с упрощением их визового режима). Помимо вышеизложенного, расходы работодателей на обучение сотрудников (инвестиции в человеческий капитал) также выведены из-под налогообложения.

Кроме того, к налоговым льготам можно отнести уменьшение налога на прибыль на сумму прямых затрат на НИОКР (с повышающим коэффициентом в отношении утвержденного правительством перечня работ), а также на сумму лимитированных отчислений на формирование внебюджетных фондов, созданных с целью финансирования таких работ.
Кроме того, произведенные за счет таких фондов НИОКР НДС не облагаются.

Спрос на инновации должен стимулировать механизм ускоренной амортизации (в том числе введенная в 2009 году амортизационная премия при введении в эксплуатацию энергоэффективного оборудования, а также ускоренная амортизация с коэффициентом 3 для основных средств, используемых для научно-технической деятельности), а также налоговые вычеты по НДС при вводе в эксплуатацию строящихся (реконструируемых) основных средств.

При этом, в отсутствие альтернативных (импортозамещающих) производств, государство готово стимулировать их закупку за рубежом путем введения таможенных льгот при импорте технологий и целых производств (как это происходит в автомобильной промышленности). Мощный толчок к такому перевооружению даёт освобождение ввозимых комплектующих от импортных таможенных пошлин, в том числе при ввозе такого оборудования в уставный капитал созданных с иностранным участием предприятий.

Дополнительным налоговым стимулом для привлечения прямых инвестиций в инновационный бизнес является освобождение от двойного обложения дивидендов российских компаний («0» ставка по налогу на прибыль), а также при продаже акций высокотехнологичных компаний при выходе инвестора из проекта по истечении 5 лет с момента начала финансирования (владения ценными бумагами). В то же время, вышеуказанный срок неоднократно подвергался критике в деловых кругах в силу его необоснованной продолжительности.

Одним из стимулов перевода науки на коммерческие рельсы является предоставление малым внедренческим предприятиям, создаваемых при ВУЗах и научных центрах, льгот по страховым взносам на фонд оплаты труда, а также освобождение от НДС услуг по разработке и внедрению такими хозяйствующими субъектами НИОКР.

Ну и, конечно, особым налоговым статусом продолжат пользоваться резиденты технико-внедренческих зон, в особенности Сколково (нулевая ставка по налогу на прибыль, право на освобождение от НДС, уменьшенные в два раза страховые взносы на фонд оплаты труда). Можно предположить, что по данному пути - персонализации мер государственной (в том числе налоговой) поддержки пойдут и организаторы аналогичных зон в субъектах Российской Федерации. Таким образом, можно сказать, что расположенные в данном центре предприятия практически освобождаются от налогов, что является определенным нарушением принципа равенства налогообложения и запрета на установления персональных налоговых льгот.

Таким образом, из одной крайности – широкомасштабной государственной массовой поддержки науки и образования, правительство может перейти к другой – адресного стимулирования развития точек роста – резидентов всевозможных центров и технико-внедренческих зон, то есть переход на путь персонализации государственной помощи (ведомственный принцип распределения государственной помощи). В то же время, главный критерий - зависимость размера инвестиций в наукоемкий бизнес (включая стоимость мер государственной поддержки, включая налоговые льготы) от реальных результатов научных исследований – полученного коммерческого эффекта, включая возврат инвестиций и компенсацию налоговых льгот за счет роста налогооблагаемой базы в будущем, в данном разрезе остается не достаточно проработанным.

В этой связи в опубликованном в июле т.г. Проекте основных направлений налоговой политики России на 2012-2014 годы Минфин предлагает усиление контрольных механизмов путем проведения инвентаризации налоговых льгот, предоставленных инноваторам, с целью оценки их эффективности. Следует заметить, что помимо роста административных барьеров (административной нагрузки на бизнес), часть предполагаемого от внедрения инноваций экономического эффекта может быть потрачено на финансирование такого рода проверок и ревизий. В этой связи, остается надеяться, что стоимость таких проверочных мероприятий не перекроeт полученный от инновационной деятельности экономический эффект и наша страна займет подобающее ей место в международном разделении труда.

15.07.2011 года