Особенности проведения открытого аукциона в электронной форме.

Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дополнен новой главой 3.1. «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме».

Открытым аукционом в электронной форме, или иными словами электронным аукционном понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, или лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме должно быть размещено заказчиком на официальном сайте за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. В то же время ст. 41.5 94-ФЗ могут быть предусмотрены иные сроки размещения извещения о проведении аукциона. Так, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В извещении заказчик указывает форму торгов, адрес электронной площадки (адрес сайта), наименование, место нахождения специализированной организации и иную информацию, предусмотренную законом.
Стоит отметить, что в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме могут быть внесены определенные изменения (за исключением изменения предмета аукциона). Заказчик вправе внести данные изменения не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Заказчик также наделяется правом отказаться от проведения аукциона. Такой возможностью заказчик вправе воспользоваться не позднее сроков, указанных в 94-ФЗ.
Закон содержит требования к документации об открытом аукционе в электронной форме. Среди прочего документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержания и составу заявки на участие в аукционе, размер обеспечения заявки на участие в аукционе, источник финансирования заказа, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, начальную (максимальную) цену контракта и пр.

Законом предусмотрено, что для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Участие в открытом аукционе в электронной форме возможно при наличии на счете участника размещения заказа, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей, содержание которых указывается в ст. 41.8. 94-ФЗ.
Участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в отношении каждого предмета аукциона.

Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не может превышать семь дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. По итогам рассмотрения первых частей заявок, комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе. При этом решение об отказе в допуске такого участника принимается в случаях непредоставления сведений, предусмотренных законодательством РФ, несоответствия предоставляемых сведений требования закона, предоставления недостоверных сведения. По иным основаниям отказ в допуске к участию в открытом аукционе не допускается.

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется ст. 41.10. 94-ФЗ. В открытом аукционе в электронной форме могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками открытого аукциона. Открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Время начала проведения открытого аукциона устанавливается оператором электронной площадки. Открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения, начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. При этом «шаг аукциона» составляет 0,5 % до 5 % начальной цены контракта.
В том случае, если была предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником открытого аукциона в электронной форме, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее ранее других предложений.
Протокол проведения открытого аукциона в электронной форме размещается оператором электронной площадки на электронной площадке в течение тридцати минут после окончания открытого аукциона.

По результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных законом, с иным участником открытого аукциона в электронной форме.

Если резюмировать все вышеизложенное, то можно выделить ряд особенностей открытого аукциона в электронной форме. Главная особенность аукциона в электронном виде – это возможность многократно менять стоимость контракта. Т.е. во время электронного аукциона участники видят выставленные конкурентами условия и могут сделать заказчику более интересное предложение. Еще одна особенность аукциона в электронной форме – его объективность. Победителем признается тот участник, который предложит самую низкую стоимость контракта – при условии, что выполнены все юридические нормы конкурса.
Как проходит открытый аукцион в электронном виде?
Заказчик обязан опубликовать извещение о тендере в сроки, предусмотренные законом. Сразу после этой процедуры поставщики могут начинать подавать заявки на участие в торгах. С порядком проведения электронного аукциона можно детально ознакомиться в публикуемой конкурсной документации. Перед конкурсом организатор максимально точно описывает характеристики лота (т.е. товаров, работ или услуг, которые должны быть предоставлены в рамках государственного контракта).
Заявка каждого поставщика проверяется организатором, и на открытый электронный аукцион допускаются только те участники, которые предоставили всю необходимую информацию о своей деятельности и не состоят в реестре недобросовестных поставщиков. Участие в электронных аукционах является бесплатным.
Далее все участники получают доступ к электронной системе торгов. В назначенное время начинается аукцион в электронном виде. На web-странице участники следят за ставками конкурентов и через специальную форму могут предлагать свои условия сделки. В ходе электронного аукциона все предложения поступают организатору анонимно – т.е. он выбирает стоимость контракта, а не имя поставщика, что делает электронный аукцион объективным тендером.
Аукцион объявляется закрытым, если после размещения последнего предложения о цене контракта в течение часа не появились новые сообщения от поставщиков. Участник, за которым осталось «последнее слово», называется победителем. С ним заключается государственный контракт. Результаты электронного аукциона объявляются незамедлительно.
Проведение аукциона в электронной форме становится все более популярным, и тому есть объективные причины:
• в отличие от открытого конкурса и запросов котировок, где участники предлагают цену контракта один раз, электронный аукцион позволяет многократно менять предлагаемую стоимость контракта;
• для участия в аукционе в электронной форме требуется куда меньше документов, чем для участия в открытом конкурсе;
• юридические обязательства даются посредством электронной цифровой подписи, что является дополнительной страховкой для заказчика (к примеру, в запросах котировок за поставщиками их юридические обязательства никак не закрепляются);
• госзаказчик имеет возможность максимально сэкономить средства.
При своих преимуществах электронный аукцион не лишен и недостатков. Во-первых, время окончания электронного аукциона не прописывается. Это означает, что процедура может длиться несколько суток – и подчас выигрывает не самый достойный, а самый терпеливый. Во-вторых, участие в электронном аукционе требует от госзаказчика определенной компьютерной грамотности, что иногда становится камнем преткновения.
Однако, несмотря на некоторые недостатки, электронный аукцион можно считать самым быстрым и эффективным видом торгов; эксперты считают, что будущее госзакупок именно за электронным аукционом.

Ведущий юрист ЗАО «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры»
Э.С. Аракелян
09.08.2011