ТОРГОВЦЫ В «ЗАГОНЕ»

Более 60 индивидуальных предпринимателей, работающих под «крышей» ООО«Владимиравторынок», оказались заложниками непоследовательных управленческих решений администрации облцентра. Об этом объекте на 178 км Московского шоссе знают многие автовладельцы. На рынке в стиле «эпохи первоначального накопления 90-х гг.» можно было по относительно сносной цене купить запчасти не только для отечественного «автохлама», но и для престижных иномарок. Почти 20 лет «ипэшники» кормили этим «уличным бизнесом» свои семьи, содержали управляющую компанию и исправно пополняли городскую казну налогами. И вдруг оказались в немилости у властей. Почему ? Познакомимся с версией «пострадавшей стороны».

Нравы земельных отношений

Но настали другие времена. И на смену патриархальным авторынкам под открытым небом стали возникать современные торговые центры. Такие планы стало вынашивать и ООО «Владимиравторынок» (гендиректорНаталья Федосеева). Однако в перспективы компании вмешались известный на Руси земельный вопрос ипротиворечивый нрав местного чиновничества. «Нас в буквальном смысле «кошмарят», несмотря на законодательные запреты, - с тревогой в голосе признаетсяНаталья Федосеева. – Сейчас одновременно судимся сразу в 8 судебных инстанциях. Дело дошло даже доВысшего Арбитражного Суда РФ». Пока, прямо скажем, Фемида не благосклонна к Наталье Тимофеевне и ее партнерам. И проблема здесь, как отмечает партнер ЮФ «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры» Д.В. Пузанов, не столько в ее правовых возможностях, сколько в пробелах законодательства. Именно они позволяют манипулировать земельным вопросом в интересах политической конъюнктуры и «денежных мешков». При этом, власть быстро адаптировалась к «нюансам» и преференциям земельного рынка и стала вести себя подобно «помещикам-крепостникам». Одним даровала землю в традициях «барских щедрот», других изгоняла с насиженных и обустроенных территорий, разрывая арендные отношения без всяких объяснений и оснований.
В числе «изгоев» оказалась и компания Натальи Федосеевой.

С одобрения горадминистрации...

В «земельном досье» «Владимиравторынка» - десятки различных документов с далекого 1994 г. (время открытия популярной торговой площади) до сегодняшних дней. Тогда у истоков рынка стояла известная на всю область компания «Владимиравтосервис», на поклон к которой в незабвенные советские времена ходило большинство местных автовладельцев. Поэтому ее руководителю Виталию Ефремову не составило большого труда получить сроком на 1 год от администрации Суздальского района 1,2 га земель товарищества «Вышка»и 0,44 га надела Владимирского лесхоза под первый в регионе-33 частный авторынок.
В ту пору как раз проводилась административно-территориальная реформа в числе «великих ельцинских преобразований». И земельный клин, выделенный под бизнес г-ну Ефремову, вошел в черту облцентра («революционный акт» подписал сам губернатор Юрий Власов 27 декабря 1993 г.). По «высочайшему повелению»на Московском шоссе, 178 км и возник городской авторынок. Но кто тогда задумывался над особенностями «дикого капитализма» в России? Тем более, бизнес неплохо развивался, удовлетворяя потребности местных автолюбителей в ходовом товаре. Управляющая компания добросовестно выполняла условия содержания земельного участка: оборудовала торговые места, установила мусорные контейнеры, продуктовый павильон и стационарный туалет. И вообще старалась выполнить любую прихоть чиновников, почувствовавших свою значимость. Основательную реконструкцию рынок пережил в 2000-2002 гг. по заданию ГПИ «Владимирский промстройпроект». 26 декабря 2002 г. приемочная комиссия единогласно подписалась под актом приемки временного авторынка, полностью соответствующего установленным нормам и правилам, с закрепленным земельным участком площадью 6468 кв. м. Своим распоряжением №2126-р от 30 декабря 2002 г. градоначальник Александр Рыбаков закрепил правомерность обновленного торгового объекта и целевое назначение земельного надела – «для содержания авторынка». Сначала срок аренды земельного участка с ООО «Владимиравторынок» гор-администрация установила до30.12.2006 г., но впоследствии продлила его дополнительным соглашением до 15 января 2011 г. Такое доверие горадминистрации окрылило Наталью Федосееву. И она поставила перед собой амбициозную задачу – возвести на месте рынка торговый центр «Молл-Авто».

Кто спровоцировал «рейдерский захват» ?

Чем г-жа Федосеева руководствовалась в своих планах? Во-первых, такие перспективы гарантировал гендиректору ФЗ «О розничных рынках» (принят в 2006 г.), который обязывал владельцев открытых объектов в срок до 1 января 2013 г. реконструировать их в капитальные, стационарные строения. Во-вторых, поддержкой мэрией облцентра. Согласно постановлению Александра Рыбакова №196 от 24 января 2008 г., во Владимире, по итогам публичных слушаний, принято решение об изменении разрешительного использования земельного участка под временным авторынком на «строительство торгового центра». Утвердили кадастровый план земельного участка под возведение «Молл-Авто». И, в-третьих, городничий Рыбаков собственноручно 26 февраля 2009 г. поставил свою подпись под градостроительным документом на этот объект. И Наталье Федосеевой оставалось только последовательно пройти все этапы большой застройки. Тем более, что группа владельцев торговых мест на авторынке охотно выступила соинвесторами проекта, вложив в него 15 млн. руб. И 19 мая 2009 г. хозяйка рынка обратилась к начальнику управления земельными ресурсами горадминистрации Е.Серову с просьбой оформить договор аренды участка под застройку торгового центра. Однако последовал неожиданный, а главное – совершенно непредсказуемый отказ. «В чем дело?» - попыталась выяснить причину столь странного решения чиновника. Ответа не последовало. Но знающие люди нашептывали: «Видать, этот участок приглянулся другим, более влиятельным людям…» И их прогноз начал оправдываться. Придорожный клин земли на федеральной трассе М-7, действительно, выглядит инвестиционно привлекательным со сложившейся клиентской сетью. 15 ноября 2010 г. горадминистрация обратилась в Арбитражный суд с иском к ООО «Владимиравторынок» о признании административного здания общей площадью 11,9 кв. м, туалета (13,3 кв. м), закусочной ( 47,3 кв. м), асфальтированной площадки (3326,9 кв. м)… самовольными постройками (?!). А как же быть с предыдущими договорами аренды, где к объектам г-жи Федосеевой никаких претензий мэрия не предъявляла? И что удивительно, арбитражное ведомство иск удовлетворяет. Хозяйке авторынка предлагают снести указанные объекты на земельном участке площадью 6468 кв. м. В качестве «контрольного выстрела» на «Владимиравторынке» организуют серию проверок из различных контрольных и надзорных инстанций. Проверяющих не смущает даже известный ФЗ №294 от 26 декабря 2008 г. (кстати, вывешенный на официальном сайте Ген-прокуратуры РФ), запрещающий произвольно «кошмарить» бизнес. Единственной структурой, которая значилась в плане проверок авторынка в 2010-2011 гг., было Управление Росреестра по Владимирской области.
Законопослушная Наталья Федосеева попыталась остановить этот беспредел с признаками «рейдерского захвата». Однако на все ее обращения и в мэрию, и в прокуратуру, и в ГУВД, и в УВД скромно промолчали. Возникает резонный вопрос: «Из-за чего, собственно говоря, горадминистрация отвернулась от «Владимиравторынка»?» Поменялось земельное законодательство? Нет. Арендатор бессовестно не выполнял перед собственником участка договорные отношения? В «досье» нет документов, подтверждающих нарушения условий земельных отношений со стороны компании Натальи Федосеевой. Что же тогда изменилось?
А в это время на соседней с авторынком территории (землях сельскохозяйственного назначения) некие предприимчивые люди без каких-либо разрешительных документов организовали несанкционированную торговлю запчастями и самовольно установили бетонный и металлический заборы. И теперь хозяйство Федосеевой напоминает не то «загон», не то «резервацию» (недостает лишь для большей убедительности, как шутят торговцы, поставить по периметру территории вышки с пулеметчиками). Неужели городские чиновники не чувствуют своей вины в этом наглядном и во многом поучительном конфликте интересов? Может быть, не стоит огораживаться от проблем бетонными заборами, а сесть за мирный стол переговоров? Пока еще есть время…

Сергей Наумов, г.Владимир, "ТОРГОВЦЫ В «ЗАГОНЕ», Владимирская газета, № 37 от 16.09.2011