Решение АСГМ о взыскании с РФ убытков в размере 24 068 869 руб

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

5 июля 2013 года Дело №А40- 51879/13

Резолютивная часть решения объявлена 4 июля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 5 июля 2013 ода
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Лисицына К.В. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Владимирпассажиртранс» (ОГРН 1073328001240)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков в размере 24 068 869,20 руб.

при участии:
от истца Мохорев А.В. (паспорт, довер. от 25.01.2013г.)
Голованова В.В. (паспорт, довер. от 25.01.2013г.)

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Владимирпассажиртранс» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 24 068 869,20руб. на основании ст.ст. 16, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 ГК РФ.
Ответчик, будучи извещенным о дате, времени и месте проведения судебного заседания в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом, своих представителей в суд не направил; заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, в суд не поступило, в связи с чем, дело рассмотрено в т.ч. в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика по имеющимся в деле доказательствам
В обоснование заявленных требований истец ссылается на уклонение ответчика от полной компенсации убытков, возникших вследствие предоставления истцом льгот по проезду на троллейбусном транспорте определенным категориям граждан (федеральные льготники) в 2010 году.
Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав представителей истца, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленный в настоящем деле иск подлежит удовлетворению полностью ввиду следующего.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При этом при определении убытков на основании ст. 790 ГК РФ единая методика расчета убытков не установлена, вместе с тем данное обстоятельство не должно приводить к ограничению прав транспортных организаций на полное возмещение их расходов (убытков) на перевозку граждан, имеющих льготы и преимущества.
Вместе с тем, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, под убытками организации, оказывающей услуги льготным категориям граждан, понимается плата, недополученная с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг, что не противоречит положениям п.5 ст.790 ГК РФ.
Открытое акционерное общество «Владимирпассажиртранс» (истец) в соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Устава предприятия является коммерческой организацией, основным направлением деятельности которой является выполнение работ по перевозке пассажиров электрическим транспортом на городских маршрутах и получение прибыли.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным и федеральным регистрами.
В 2010 году истец во исполнение постановления Губернатора Владимирской области №156 от 22.03.2005 осуществлял перевозку троллейбусами граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного лета (ЕСПБ).
В приложении № 1 к указанному постановлению определен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, сформированный на основе разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральные полномочия) и органами государственной власти Владимирской области, как субъекта Российской Федерации (региональные полномочия).
В постановлении Губернатора от 22.03.2005 № 156 (с последующими изменениями) установлена стоимость единых месячных социальных проездных билетов на проезд по городским маршрутам автомобильным и городским электрическим транспортом с 01.01.2008 – 175 рублей, с 01.01.2009 – 240 рублей, с 01.03.2009 – в размере 188 рублей.
В приложении № 2 к постановлению приведен Порядок компенсации выпадающих доходов перевозчиков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по перевозке отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам.
Между управлением транспорта и связи администрации г. Владимира и ОАО "Владимирпассажиртранс" заключен договор № 66 от 31.12.2009 на перевозку отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам города Владимира в городском сообщении электротранспортом. Тариф на услуги по перевозке пассажиров троллейбусным транспортом с 28.06.2008 установлен Приказом Владимирпассажиртранс от 24.06.2009 №216-п (стоимость – 500 руб.), от 20.10.2010 №317-п (стоимость – 600 руб. с 1.11.2010)
Как указывает истец, размер некомпенсированных затрат на перевозку в 2010 году отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное пользование городским общественным транспортом, подлежащих возмещению за счёт средств федерального бюджета составляет 24 068 869,20 руб.
В 2010 году истец осуществлял регулярные перевозки льготных категорий граждан и представлял необходимые отчеты и сведения для компенсации выпадающих доходов.
На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации правовых актов органов государственной власти. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах публично-правового образования Российская Федерация, так как осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год».
Размер некомпенсированных затрат на перевозку в 2010 году отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное пользование городским общественным транспортом, подлежащих возмещению за счёт средств федерального бюджета и составляет 24 068 869,20 руб.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду вышеуказанным категориям граждан. Однако данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.
Обеспечивая выполнение принятых на себя Российской Федерацией социальных обязательств, истец понес убытки в размере заявленной суммы исковых требований.
Следовательно, государство обязано в полном объёме компенсировать предприятию сумму не полученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец указывает, что в период 01.01.2010 – 31.12.2010 в соответствии с указанными нормативными актами им предоставлялись льготы по проезду категориям граждан, отнесенных к федеральному регистру льготников, в результате чего по итогам 2010 года истцом были понесены убытки в заявленном размере.
Как указывает истец, сумма убытков истца в период 2009 - 2011 году от перевозки лиц, которым предоставлены льготы, по федеральным льготникам составила 11.512.337,61 руб.
Произведенный истцом расчет основан на применении следующих показателей:
- количество федеральных льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта;
- стоимость месячного проездного билета на троллейбус;
- доля истца в своем виде транспорта (троллейбус, автобус);
- сумма поступлений от реализации ЕМСПБ;
- доля истца в общем объеме перевозок;
- сумма поступлений из федерального бюджета;
- не полученная истцом плата за перевозку федеральных льготников;
- компенсация истцу из федерального бюджета за перевозку федеральных льготников.
Вместе с тем арбитражный суд считает, что в данном конкретном случае расчетный метод определения убытков является правомерным и обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, исходя из того, что в силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств; право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей компенсационный характер и предоставив такое право, государство взяло на себя публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан; государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, приходит к выводу, что недостаточное выделение на указанные цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций влечет за собой доплату разницы за счет средств РФ и субъекта РФ.
Обязанность Российской Федерации и субъекта РФ по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров городским и пригородным транспортом, включенных в федеральный и региональный регистр, из бюджетов РФ и бюджета субъекта Российской Федерации за спорный период в достаточном количестве не передавались, поскольку достоверных и достаточных доказательств обратного не представлено, арбитражный суд приходит к выводу, что иск о заявленном предмете и по указанным в иске основаниям правомерен, обоснован, подтвержден надлежащими и достаточными доказательствами, а потому подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине по иску распределяются в порядке ст.110 АПК РФ.
Исходя из изложенного и на основании ст.ст. 8, 11, 12, 15, 16, 125, 307, 309, 310, 1064, 1069, 1071, 1079 ГК РФ, ст.128 БК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 27, 64-68, 71, 75, 110, 112, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 319 АПК РФ, Арбитражный суд города Москва

РЕШИЛ:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ОГРН 1026300966559) убытки в размере 137.063.216 (Сто тридцать семь миллионов шестьдесят три тысячи двести шестнадцать) рублей 10 коп.
Взыскать с Самарской области в лице в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области за счет средств казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ОГРН 1026300966559) убытки в размере 325.530.574 (Триста двадцать пять миллионов пятьсот тридцать тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля 22 коп.
Возвратить Муниципальному предприятию городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ОГРН 1026300966559) из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 200.000 (Двести тысяч) рублей, перечисленную по п/п №6203 от 20.12.2012.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 259, 260, 273-277 АПК РФ.

Судья: К.В. Лисицын