РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Арбитражный суд Московской области

Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
24 октября 2016 года Дело №А41-45313/16
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2016 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Р.Ш. Бирюкова, при ведении
протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаряфетдиновым К.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной
ответственностью «Митрич» (ИНН 5001028953, ОГРН 1025000508433, дата регистрации:
11.12.1998, юридический адрес: 143922, Московская область, Балашихинский район, п.
Заря, Ласточкин проезд, КПП № 6)
к Администрации Городского округа Балашиха (ИНН 5001001060, ОГРН
1025000509423, дата регистрации: 18.01.2000, юридический адрес: 143900, Московская
область, г. Балашиха, проспект Ленина, д. 11); Комитету по управлению имуществом
администрации городского округа Балашиха (ИНН 5001106785, ОГРН 1165001050158,
дата регистрации: 11.01.2016, юридический адрес: 143904, Московская область, г.
Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 7, корп. 1)
третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской
области (ОГРН 1027700546510, ИНН 7707018904, дата регистрации: 24.08.2000, адрес:
107031, г. Москва, Столешников пер., д. 7 ,корп. 1); Открытое акционерное общество
«Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата
регистрации: 23.09.2003, юридический адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2;
почтовый адрес: 107996, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
при участии в заседании:
от истца: Аракелян Э.С., представитель по дов. от 21.07.2016, паспорт РФ.
от ответчиков: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Митрич» (далее – ООО «Митрич»,
истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к
Администрации Городского округа Балашиха (далее – Администрация, ответчик), Комитету
по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха (далее – Комитет,
ответчик) со следующими требованиями:
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи
земельного участка площадью 8 874 кв.м., с кадастровым номером 50:15:070902:66,
расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Ласточкин проезд,
, исключив из проекта договора купли-продажи, предложенного Управлением
имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха, пункт 3.2.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, участвуют Главное управление архитектуры и
градостроительства Московской области, Открытое акционерное общество «Российские
железные дороги».
Дело рассматривалось в соответствии с ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации в отсутствии представителей соответчиков и третьих лиц,
извещенных о месте и времени рассмотрения искового заявления надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в
полном объеме.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела
письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении,
арбитражный суд приходит к выводу о том, что исковые требования, предъявляемые к
Администрации Городского округа Балашиха подлежат удовлетворению, а требования,
предъявляемые к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа
Балашиха удовлетворению не подлежат по следующим обстоятельствам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Десятого
арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 г. по делу № А41-13719/14 признано
недействительным решение администрации г.о. Балашиха от 26.12.2013 г. № 29 об отказе в
предоставлении в собственность ООО «Митрич» земельного участка площадью 8 874 кв.м.
с кадастровым номером 50:15:070902:66, расположенного по адресу: Московская область,
Ласточкин проезд, вл. 8, и земельного участка площадью 5 101 кв.м. с кадастровым
номером 50:15:070902:65, расположенного по адресу: Московская область, Ласточкин
проезд, вл. 8.
Указанным судебным актом, суд апелляционной инстанции, обязал
администрацию городского округа Балашиха принять решение о предоставлении в
собственность ООО «Митрич» земельного участка площадью 8 874 кв.м. с кадастровым
номером 50:15:070902:66, расположенного по адресу: Московская область, Ласточкин
проезд, вл. 8, и земельного участка площадью 5 101 кв.м. с кадастровым номером
50:15:070902:65, расположенного по адресу: Московская область, Ласточкин проезд, вл. 8 в
течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения по
настоящему делу, а также направить в адрес ООО «Митрич» проекты договоров купли-
продажи земельного участка площадью 8874 кв.м. с кадастровым номером 50:15:070902:66,
расположенного по адресу: Московская область, Ласточкин проезд, вл.8, и земельного
участка площадью 5101 кв.м. с кадастровым номером 50:15:070902:65, расположенного по
адресу: Московская область, Ласточкин проезд, вл.8.
Во исполнение указанного судебного акта, Комитет по управлению имуществом
администрации городского округа Балашиха сопроводительным письмом от 24.02.2016 №
1378/2 направил в адрес ООО «Митрич» проект договора купли-продажи земельного
участка с кадастровым номером 50:15:070902:66.
При этом в пункте 3.2 проекта Договора купли-продажи указано, что земельный
участок имеет следующие ограничения в пользовании земельным участком (сервитуты):
- земельный участок площадью 8 874 кв.м. полностью расположен в охранной
зоне железной дороги в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 06.08.2008 г. № 126 «Об утверждении норм отвода земельных участков,
необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчет
охранных зон железных дорог»
- часть земельного участка площадью 1 258 кв.м. – охранная зона кабеля связи,
Проставление Правительства РФ от 09.06.1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны
линий и сооружений связи Российской Федерации»;
- часть земельного участка площадь 1 888 кв.м. – охранная зона трассы
водопровода d=50. СП 42.13330.2011. Свод правил Градостроительство. Планировка и
застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
(утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
(Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820);
- часть земельного участка площадью 1 627 кв.м. – охранная зона канализации
d=200. СП 42. 13330.2011. Свод правил Градостроительство. Планировка и застройка
городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
(утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
(Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820).
Не согласившись с предложенным проектом Договора купли-продажи, в частности
пунктом 3.2, ООО «Митрич» направило в адрес ответчиков письмо за исх. № 61
от 07.04.2016 г., в котором попросило исключить из проекта договора купли-продажи п. 3.2,
касающийся ограничений в пользовании земельным участком.
В связи с тем, что в досудебном порядке разногласия по условиям проекта
Договора купли-продажи не были урегулированы, ООО «Митрич» обратилось в суд с
настоящими исковыми требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда
в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора
обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати
дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в
течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону
о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о
результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол
разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на
рассмотрение суда.
Спор между истцом и Администрацией городского округа Балашиха заключается в
указании в проекте Договора купли-продажи земельного участка обременений в отношении
данного земельного участка.
Между тем, в силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) государственным
кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного
органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом
имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с
характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве
индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта
недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого
имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о
недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 №
221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр
недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект
недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения
(обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений,
определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Администрация городского округа Балашиха, направляя в адрес истца проект
Договора купли-продажи указала на то, что земельный участок обременен охранными
зонами железной дороги, охранной зоной кабеля связи, а также инженерными
сооружениями (водопроводом и канализацией).
Между тем из материалов дела следует, что в государственном кадастре
недвижимости отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что земельный участок с
кадастровым номером 50:15:070902:66 имеет какие-либо ограничения, что подтверждается
кадастровыми выписками в отношении указанного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле,
должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих
требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск
наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В нарушение указанных положений Администрация Городского округа Балашиха
не представила ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что земельный
участок с кадастровым номером 50:15:070902:66 располагается в какой-либо охранной зоне
и имеет какие-либо ограничения, указанные в пункте 3.2 проекта Договора купли-продажи.
Более того, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ
(ред. от 03.07.2016) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», полоса
отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к
железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или
предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или
предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и
укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий
связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений,
сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ охранные зоны -
территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых
устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных
участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов
железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной
почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным
воздействиям.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 (ред. от 04.04.2011) «О
порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог»
утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных
дорог.
В соответствии с п. 2 Правил установления и использования полос отвода и
охранных зон железных дорог, в целях образования земельных участков в границах полосы
отвода железных дорог (далее - полоса отвода) или уточнения их границ владелец
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец
железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая
строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее -
заинтересованная организация), или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение
соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О
государственном кадастре недвижимости". Границы полосы отвода устанавливаются с
учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода,
утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Решение Федерального агентства железнодорожного транспорта об установлении
границ охранной зоны должно содержать установленные в соответствии с пунктом 10
настоящих Правил запреты или ограничения. К решению прилагается описание
местоположения границ охранной зоны (п. 9 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 397 (ред. от 27.08.2016) «Об
утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта»
утверждено прилагаемое Положение о Федеральном агентстве железнодорожного
транспорта.
Согласно п. 5.3.20 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного
транспорта к полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта
относится, в том числе полномочие по принятию решений об установлении границ
охранных зон железных дорог.
Согласно п. 7 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон
железных дорог, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611,
границы охранных зон железных дорог (далее - охранная зона) могут устанавливаться в
случае прохождения железнодорожных путей:
а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам,
селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным
геологическим воздействиям;
б) в районах подвижных песков;
в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по
лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;
г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости
склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать
появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность,
устойчивость и прочность железнодорожных путей.
Земельный участок с кадастровым номером 50:15:070902:66, а также пролегающие
по соседству с ним железнодорожные пути не находятся в местности, указанной в п. 7
Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог,
утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением ФГУП «Всероссийский
научно-исследовательский институт гидрогеологии инженерной геологии» от 03.03.2016 г.
№ 45/п, представленного в материалы дела.
Кроме того, как следует из письма от 27.09.2016 г. № исх.-4355/МОСК ИРИ
филиала ОАО «РЖД» Московская железная дорога, земельный участок с кадастровым
номером 50:15:070902:66 располагается вне границ полосы отвода железной дороги.
Как указывалось ранее доказательств того, что земельный участок располагается в
охранной зоне кабеля связи, охранной зоне трассы водопровода и канализации,
Администрацией Городского округа Балашиха в суд не представлено.
На основании вышеизложенного исковые требования, предъявляемые к
Администрации Городского округа Балашиха, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не подлежат удовлетворению требования, предъявляемые к Комитету по
управлению имуществом администрации городского округа Балашиха, поскольку Договор
купли-продажи заключается между обществом и Администрацией Городского округа
Балашиха, а Комитет по управлению имуществом является органом, который направляет
проект Договора купли-продажи от имени Администрации Городского округа Балашиха в
адрес истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами,
участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным
судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить в части предъявляемой к Администрации
Городского округа Балашиха.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи
земельного участка площадью 8874 кв.м с кадастровым номером 50:15:070902:66,
расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Ласточкин проезд,
вл. 8, исключив из проекта договора купли-продажи, направленного Комитетом по
управлению имуществом Администрации городского округа Балашиха в адрес Общества с
ограниченной ответственностью «Митрич», пункт 3.2.
В удовлетворении исковых требований, предъявляемых к Комитету по управлению
имуществом администрации городского округа Балашиха отказать.
Взыскать с Администрации Городского округа Балашиха в пользу Общества с
ограниченной ответственностью «Митрич» сумму уплаченной государственной пошлины в
размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в
порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Р.Ш.Бирюков