«Проблемные» поставщики: минимизация налоговых рисков.

Аналитический репорт, июнь 2008г.

Реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Сегодня, вступая в договорные отношения, необходимо проявлять повышенные меры предосторожности и осмотрительности при выборе контрагента, в противном случае, компания может быть привлечена к >налоговой ответственности

КОГО ПРОВЕРЯЮТ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Если у Вас нет полной уверенности в том, что все Ваши поставщики или подрядчики (а также их контрагенты по всей цепочке поставок) сдают отчетность, уплачивают в полном объеме налоги, находятся по адресу, указанному в учредительных документах, управляются теми лицами, которые указаны в ЕГРЮЛ, вероятность того, что на Вашем предприятии в ближайшее время будет проведена налоговая проверка, является весьма высокой.
В свете компании по борьбе с фирмами «однодневками» любая налоговая проверка начинается с анализа «налоговой добросовестности» контрагентов налогоплательщика, в первую очередь, его поставщиков и подрядчиков. И как показывает практика – одной из главных задач налоговых органов в ходе проверки в настоящее время является выявление «проблемных» (недобросовестных) поставщиков и «обвинение» налогоплательщика в не проявлении «должной осмотрительности» при их выборе.
Конечно, сама по себе работа с «фирмами-однодневками» не является безусловным доказательством не добросовестности компании. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 прямо указывается на то, что факт нарушения контрагентом плательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения плательщиком необоснованной налоговой выгоды. При этом, налоговый орган должен доказать, что деятельность налогоплательщика (его взаимозависимых или аффилированных лиц), связанная с взаимоотношениями с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей, направлена на получение данным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

КАКИМ ОБРАЗОМ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ВЫЯВЛЯЮТ «НАЛОГОВУЮ СХЕМУ»

При выявлении фирм «однодневок» основным методом работы налоговых органов является анализ всей цепочки поставщиков товаров (работ, услуг) вплоть до последнего звена - непосредственного изготовителя товара (работ, услуг).
Для сбора информации в ходе проверки налоговыми органами, как правило, проводятся следующие мероприятия:
• направление требований участникам сделки о предоставлении документов;
• допрос должностных лиц (в том числе номинальных) всех участников сделки, включая учредителей и руководителей фирм-посредников;
• направление запросов в налоговые органы по месту регистрации предприятий (импортеров, посредников, конечных покупателей товара, завода изготовителя и т.п.), осуществляющих в проверяемом периоде взаиморасчеты с участниками сделки;
• направление запросов (поручений) в налоговые органы по месту регистрации собственников недвижимого имущества, указанного поставщиками товара в качестве их юридических адресов, для опровержения факта использования посредниками конкретных офисных и складских помещений в своей хозяйственной деятельности;
• направление запросов в финансово-кредитные учреждения, через которые осуществлялись взаиморасчеты по всей цепочке поставок или открывались счета участников сделки, в том числе в рамках полномочий, предусмотренных законодательством о борьбе с легализацией преступно нажитых доходов;
• направление запросов в местные налоговые инспекции по вопросу проверки паспортных данных учредителей и должностных лиц юридических лиц - контрагентов;
• направление запросов в органы внутренних дел по вопросам розыска и опроса учредителей и должностных лиц контрагентов;
• направление запросов в филиалы ФГУП «Почта России» с целью выявления лиц, оказывающих секретарские услуги фирмам посредникам, а также проверки фактического нахождения фирмы и осуществления ей реальной хозяйственной деятельности;
• направление запросов в таможенные органы для установления импортеров, и подтверждения факта ввоза грузов определенного наименования, объема и стоимости;
• выемка документов и предметов, осмотр территории, допрос свидетелей;
• направление информации и материалов в Управление по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями для проведения проверки и возбуждения уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов.
Кроме того, для выявления схем уклонения от уплаты налогов проверяющие широко используют данные ЕГРЮЛ и других постоянно пополняемых информационных баз данных.
Если в ходе проверки будет установлено, что между налогоплательщиком и его «проблемным» поставщиком существуют иные (помимо деловых) отношения, в том числе построенные на родственных и дружеских связях руководителей – контрагентов по сделке, у налогового органа появится повод усомниться в добросовестности налогоплательщиков - сторон по сделке и признать данные хозяйственные операции «схемой».
Таким образом, в ходе проведения вышеперечисленных мероприятий налоговыми органами могут быть выявлены следующие факты:
• взаимозависимость участников сделки;
• отсутствие контрагентов (посредников) по месту регистрации;
• отсутствие у них какого-либо имущества, транспорта и персонала;
• не предоставление контрагентами налоговой и бухгалтерской отчетности, не уплата ими налогов;
• регистрация фирм на подставных лиц.
Основываясь на полученных доказательствах, налоговые органы могут обвинить налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды, взыскать сумму недоимки по налогам, начислить пени за их несвоевременную уплату, а так же привлечь предприятие и его должностных лиц к налоговой и административной ответственности, а также передать материалы проверки в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В частности, как показывает практика по спорам о возмещении НДС, арбитражные суды признают действия компании недобросовестными, если имеется совокупность доказательств, свидетельствующих о фиктивности деятельности ее поставщиков, и наличия доказательств взаимозависимости участников цепочки поставок. Сделки налогоплательщика с такими контрагентами признаются судами «формальными» сделками, направленными исключительно на возмещение из бюджета НДС без фактического осуществления участниками соответствующих хозяйственных операций (Определение ВАС РФ от 08.02.2008 года № 1254/08).
Основными доказательствами налоговых органов в суде по делам о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2007 г. № А33-6086/07-Ф02-9371/07, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 декабря 2007 г. № А19-20943/06-Ф02-9450/07) являются наличия следующих обстоятельств, выявленных в ходе проверки, а именно:
• невозможность реального осуществления налогоплательщиком (посредником, контрагентом) указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
• отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

КАК ЗАКОННО ИЗБЕЖАТЬ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В настоящее время оспаривание актов и действий налоговых органов в арбитражном суде остается единственной возможностью защиты прав налогоплательщиков от необоснованных претензий налоговых органов. Основная часть выигранных налоговой службой судебных споров, связанная с признанием налоговой выгоды необоснованной, сводится к отсутствию у налогоплательщиков доказательств, опровергающих установленные в ходе проверки обстоятельства фиктивности деятельности поставщиков (подрядчиков). Когда же при рассмотрении дела налогоплательщик представляет доказательства реальности сделок, их заключения и исполнения каждой из сторон при наличии для этого всех необходимых ресурсов, суд всегда встает на сторону налогоплательщика. При этом, основной задачей заявителей в ходе судебного рассмотрения является убеждение суда в проявлении налогоплательщиком «должной осмотрительности» при выборе контрагентов.
Необходимо помнить, что недобросовестность вашего контрагента инспекторы должны доказать на момент заключения сделки, а не на момент проведения проверки. Тот факт, что Ваш контрагент в настоящее время не представляет налоговую отчетность, а также не отвечает на телефонные звонки и запросы, еще не является достаточным основанием для признания его фиктивным.
Чтобы получить информацию о контрагентах налогоплательщика, сделках, имуществе и иных обстоятельствах, относящихся к проводимой проверке, налоговый орган использует административный и информационный ресурсы. Однако, преимущество налогоплательщика заключается в том, что все выявленные инспектором обстоятельства должны быть отражены и задокументированы в акте проверки, что позволяет компании качественно подготовиться к судебному разбирательству (обжалованию решения в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган), в том числе собрать доказательства проявления им «должной осмотрительности» при выборе контрагента, который впоследствии по версии налогового органа оказался «подозрительным».
Ниже приводится примерный перечень таких доказательств:
1. ЗАПРОС ПАКЕТА ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ У КОНТРАГЕНТОВ
Среди прочего, рекомендуется истребовать у контрагента в момент заключения договора заверенных копий учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налогом органе, документов, удостоверяющих полномочия руководителя, главного бухгалтера и представителя в случаях, когда именно он подписывает договоры и первичные учетные документы, документов, подтверждающих право пользования офисными и складскими помещениями, транспортом (если доставка осуществляется силами поставщика), визиток, рекламных материалов. В этой связи представляется важным надлежащим образом документировать деловые встречи с представителями поставщика. Естественно, что такую информацию следует поддерживать в актуальном состоянии. Соответственно, в договоры поставки следует включать обязательства сторон периодически информировать друг друга об изменениях их реквизитов, а при необходимости - осуществлять проверку таких данных самостоятельно.
2. КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ И СЧЕТОВ-ФАКТУР ПОСТАВЩИКОВ.
В качестве примера можно привести наиболее часто встречающуюся ошибку принятия грузов по накладной по форме ТОРГ-12 вместо товарно-транспортной накладной. При отсутствии (либо ненадлежащем оформлении) первичных документов, подтверждающих доставку товара (транспортные, товарно-транспортные накладные и пр.) - оприходование товарно-материальных ценностей будет считаться произведенным с нарушением Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 года № 78. Соответственно затраты на доставку товара и материалов признаются налоговыми органами не подтвержденными, и не могут быть приняты при исчислении налога на прибыль, а обороты по таким поставкам не будут приняты к вычету при исчислении НДС.
В случае, если в договоре, накладных, счетах-фактурах, выставленных от имени таких контрагентов (посредников), указан недостоверный адрес и лица, подписывающие вышеуказанные документы не имели на то полномочий, налоговыми органами будет сделан вывод о «дефектности» таких документов и отказе в возмещении «входного» НДС.
3. ЗАПРОС В НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ВЫПИСКИ ИЗ ЕГРЮЛ И КОПИЙ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
Несмотря на наличие четкого регламента получения такой выписки и копий учредительных документов из юридического дела налогоплательщика (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц») их выдача в ряде налоговых инспекций связана с волокитой. Кроме того, практически не используется такая легальная возможность, как запрос в налоговом органе справки о соответствии или несоответствии персональных данных руководителя и учредителя фирмы, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, изложенным в запросе заинтересованного лица.
4. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ВЕБ-САЙТОВ ФНС И УФНС О СВЕДЕНИЯХ ИЗ ЕГРЮЛ И ДАННЫХ О ВКЛЮЧЕНИИ ФИРМЫ-КОНТРАГЕНТА В «ЧЕРНЫЕ СПИСКИ».
На сайтах УФНС некоторых субъектов РФ вывешены списки «подозрительных» фирм, в том числе фирм-однодневок, руководители которых ранее привлекались к ответственности за создание «цепочек контрагентов», а также перечень компаний, попавших под пристальное внимание налоговых органов в связи с возможным осуществлением ими операций по незаконной минимизации налогов. При этом, не стоит забывать о необходимости сохранять сделанные Вами в соответствующие периоды распечатки с вышеуказанных веб-сайтов.
5. ЗАПРОС СПРАВОК О СДАЧЕ КОНТРАГЕНТОМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ И ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ.
Установленный НК РФ режим налоговой тайны не позволяет налоговым органам сообщать заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в полученных от налогоплательщика документах, кому бы то ни было, кроме самого налогоплательщика. В то же время, на практике встречаются единичные случаи удовлетворения таких запросов. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) содержится утверждение о том, что информация о «добросовестности» налогоплательщика не является налоговой тайной, поэтому инспекторы обязаны предоставлять ее заинтересованным лицам без ограничений. Естественно, при наличии соответствующей оговорки в договорах поставки копии бухгалтерских балансов и налоговых деклараций с отметкой налогового органа о принятии целесообразно истребовать у Вашего контрагента напрямую.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ АНАЛИЗ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ, ПРИ НАЛИЧИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА, ДОКАЗАТЕЛЬСТВ РЕАЛЬНОСТИ СДЕЛОК, И ОТСУТСТВИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ КОНТРАГЕНТОВ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ ЕГО ПОСТАВЩИКОМ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 20 НОЯБРЯ 2007 Г. № 9893/07). СЛЕДОВАТЕЛЬНО, У КОМПАНИЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНЫЙ ШАНС ДОКАЗАТЬ СВОЮ «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ» И ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ УСТАНОВЛЕННЫМИ ЗАКОНОМ НАЛОГОВЫМИ ВЫЧЕТАМИ И ЛЬГОТАМИ.

@ Юридическая фирма "Кузин и партнеры"

Управляющий партнер Юридической фирмы «Кузин и партнеры»
Кузин Александр Викторович

Ведущий юрист налоговой практики Юридической фирмы «Кузин и партнеры»
Виноградова Инна Васильевна