Планировка индустриально-складского парка в районе Ворши

Состоявшееся вчера очередное заседание областного градостроительного совета можно без преувеличения назвать экономическим совещанием. Члены совета повторно рассмотрели проект планировки индустриально-складского парка в районе сельского поселения Ворша Собинского района.

Один из крупнейших в области инвестиционных проектов выходит далеко за рамки градостроительства, поэтому совещание провел первый вице-губернатор Владимир Веретенников.

Застройщик в лице генерального директора голландской девелоперской компании ООО «Ви-парк» Теодорус Петрус Мария Шреурс выступал перед архитекторами и строителями намного увереннее, чем в прошлый раз. Дело в том, что освоение огромной территории уже идет полным ходом, о чем красноречиво говорили демонстрируемые фотографии.

Напомним, что под индустриально-складской парк была сформирована площадка под Воршей - та самая, которая в недавнем прошлом претендовала на размещение завода «Пежо-Ситроен». Под строительство первой очереди технопарка выделено 240 га. Почти такой же участок (200 га) остается в резерве - либо под будущее расширение парка, либо под размещение крупного промышленного предприятия.

В конце января ООО «Ви-парк» заключило контракт с фирмой «Ferrero» на совместное строительство производственного комплекса. Под «шоколадный» завод выделена вся западная зона.

Общий объем инвестиций составит около 500 млн евро. Проектировщики выделяют три зоны парка: комплекс придорожного сервиса, индустриальный и логистический парки. Комплекс придорожного сервиса включит в себя мотель на 48 мест, мини-маркет, стоянку с отдельной зоной для большегрузных машин, заправку. Пирамидальные конструкции возводимого комплекса уже сегодня хорошо видны с близлежащей федеральной трассы М7.

Индустриальный и логистический парки смогут в сутки принять до 2000 грузовиков. По специальной железнодорожной ветке Ундол - Ворша сюда пойдут поезда со всевозможными грузами. Протяженность терминала - более 1600 метров - позволит одновременно разгружать четыре железнодорожных состава. Предполагается, что здесь будет создано более 5 тысяч новых рабочих мест.

Говорил и даже «показывал» (с помощью компьютера) Теодорус Шреурс долго и убедительно: как заработают новые очистные сооружения, как организуют безотходное производство, сортировку мусора, как будут курсировать от технопарка к окрестным селам красивые автобусы, привозя и увозя рабочих…

Собственно, у членов градостроительного совета к господину Шреурсу вопросов не было - всем понятно, насколько важен для экономики области этот объект, равно как ясно и то, что голландцы серьезно взялись за дело.

Зато когда очередь выступать дошла до проектировщика в лице главного инженера «Технополис-Гео» Ивана Ионова, вопросы посыпались градом. Ведь, как удачно выразился Владимир Веретенников, технопарк должен стать визитной карточкой и области, и города. Поэтому очень важно, как он будет выглядеть. Либо группа хаотично разбросанных объектов, построенных «как попало и из чего попало», либо как гармоничный комплекс, взаимно увязанный по архитектуре.

Правда, первый вопрос, который задал проектировщикам начальник управления архитектуры и строительства областного центра Владимир Немков, был, что называется, не по существу. Владимир Андреевич поинтересовался: за счет каких территорий технопарк будет обеспечиваться трудовыми ресурсами? Уж не за счет ли рабочей силы города Владимира, где и так - дефицит кадров?

Проектировщики лишь развели руками - вопрос явно не к ним. Вице-губернатор Владимир Веретенников назвал такую постановку вопроса «эпохой динозавров»: «В современном мире существует понятие рынка труда. Рабочий продает свой труд тому, кто больше платит, и имеет на то полное право. Никто не мешает областному центру создавать подобные индустриальные парки».

В области на сегодняшний день создано 19 «зон ускоренного развития», представленных в правительство РФ для разработки стратегии развития государства и ни одной - во Владимире, несмотря на присоединение к городу огромных территорий.

Понятно, что работать в технопарк поедут люди в том числе и из областного центра. Но все же основной расчет - на жителей Собинского района. Сегодня из 35 тысяч трудоспособного населения района почти 10 тысяч работают в Москве. Половина этих «гастарбайтеров» смогут обеспечить трудовыми ресурсами весь технопарк.

Остальные вопросы, в основном, попадали «в точку» и позволили выявить ряд недоработок проектировщиков.

Архитектор Владимир Торопов назвал «грубейшей ошибкой» то, что проект планировки технопарка не увязан с проектами территориального планирования сельского поселения Ворша, Собинского района, области. А ведь все эти проекты предполагают строительство мощных подстанций, прокладку коммуникаций, дорог. Предложение было принято. Специалистам предстоит вместе сесть за стол и «увязать» между собой проекты таким образом, чтобы технопарк способствовал развитию муниципальных образований.

Представители ГИБДД поинтересовались, насколько проработан вопрос транспортного сообщения между технопарком и трассой М7. Две тысячи грузовиков в сутки - не шутка, учитывая, что сегодня трасса при пропускной способности до 40 тысяч авто в сутки и так перегружена. Оказалось, что ГИБДД на сегодня согласовала лишь «внутреннюю» кольцевую одностороннюю схему движения.

- С выездом на трассу, особенно в сторону Москвы, будут очень большие проблемы, - резюмировали сотрудники ГИБДД.

Оказалось, что проектировщики так и не разработали схему реализации продукции, учитывающую, какие потоки пойдут от терминала по разным направлениям: Нижегородскому, Ивановскому, Московскому. Этот вопрос также предстоит досконально проработать. И, скорее всего, придется вернуться к проектированию многоуровневых развязок, тем более что их наработки уже существуют со времен, когда площадка готовилась для концерна «Пежо-Ситроен».

«Масла в огонь» подлили энергетики - на сегодняшний день отсутствуют внешние проектные решения по обеспечению индустриально-складской зоны электричеством и газом. Сами объемы энергии, правда, рассчитаны - для функционирования технопарка потребуется 75 мВт электроэнергии и 280 млн кубометров газа в год. А решений по подводу коммуникаций - нет, даже технические условия не получены. А ведь через четыре-пять месяцев нужно будет отапливать первые построенные здания. Так что проектировщикам еще предстоит большая работа.

Владимир Веретенников принципиально одобрил проект планировки технопарка и выступил с рядом предложений. Застройщику рекомендовано разработать концептуальный макет технопарка, который даст наглядное представление о каждом здании, и согласовать его с членами градостроительного совета. Энергетическим службам - в кратчайшее время подготовить техусловия на строительство сетей и подстанций. Проектировщикам - разработать схему внешнего движения автотранспорта и согласовать ее с ГИБДД. Кроме того, необходимо обеспечить возможность выхода на федеральную железную дорогу, возможно, потребуется полная реконструкция узла станции Ундол.

Проект планировки еще будет рассматриваться на заседаниях градостроительного совета. «ВВ» сообщат читателям о том, как идет его разработка и реализация.

"Владимирские ведомости", № 3234 от 19 июня 2008 года, четверг "Строительство: Станет ли технопарк достойным «лицом» области?", Леонид КОРАБЛЕВ.