Иностранные работники: особенности правового регулирования (часть 1)

Аналитический обзор, июнь 2008г.
А.А. Егорова, юрист миграционной практики Юридической фирмы «Кузин и партнеры»,

1. СТАТУС ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА В РФ – ВРЕМЕННО ПРЕБЫВШИЕ, ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИЕ И ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЕ В РОССИИ ИНОСТРАНЦЫ.
Иностранный гражданин признается законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иной документ, предусмотренный законодательством или международным договором Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина на проживание (пребывание) в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - далее по тексту ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Статус же иностранного гражданина определяется тем, каким именно документом подтверждается его право на пребывание в Российской Федерации.
Временно пребывающий на территории Российской Федерации гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешение на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации (статья 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Срок временного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации ограничен пунктом 1 статьи 5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Фактический срок пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, определяется на основании отметки органа пограничного контроля о въезде в Россию. Такая отметка о въезде делается в миграционной карте — документе, содержащем сведения о въезжающем в Россию иностранном гражданине и служащем для контроля за его временным пребыванием в России (пункт 3 статьи 30 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Миграционная карта заполняется иностранным гражданином при въезде в Россию и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации. Обращаем внимание, что после 01.11.2002 года иностранный гражданин, прибывающий из государства-участника СНГ, с которым с Россией установлен безвизовый режим, при въезде на территорию Российской Федерации также должен заполнить миграционную карту.
Иностранные граждане, прибывшие в порядке, не требующем получения визы. Максимальный срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, равен 90 суткам (пункт 1 статьи 5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Для граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы и заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в России продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Россию, о чем должна быть сделана отметка в миграционной карте (пункт 5 статьи 5 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
По общему правилу иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Порядке получения разрешение на привлечение и использование иностранных работников утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681, нарушение которого чревато для работодателя привлечением к административной ответственности.
Временно проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин — это гражданин, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации (статья 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Разрешение на временное проживание в Российской Федерации — это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать на территории России, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо в виде отдельного документа, установленной формы (статья 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Оно должно в обязательном порядке содержать следующие сведения о гражданине:
• фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
• дату и место рождения;
• пол;
• гражданство иностранного гражданина;
• номер и дату принятия решения о выдаче разрешения;
• срок действия разрешения;
• наименование органа власти, выдавшего разрешение.
Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года (пункт 1 статьи 6 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Порядок выдачи разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 789 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 42, от 28.03.2008 № 220, с изменениями внесенными Решением Верховного Суда от 29.112006 № ГКПИ06-856) Образец отметки о разрешении на временное проживание и образец бланка разрешения на временное проживание должны быть утверждены МВД России (пункт 4 постановления Правительства РФ от 01.11.2002 N 789, в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 42).
Постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин — это гражданин, получивший вид на жительство в Российской Федерации (статья 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Вид на жительство — документ установленной формы, выданный иностранному лицу или лицу без гражданства в подтверждении их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный въезд в Российскую Федерацию и свободный выезд из нее (статья 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) территориальным органом Федеральной миграционной службы по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации (пункт 3 части I Постановления Правительства РФ от 01.11.2002 N 794, в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 42, от 28.03.2008 № 220).
Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство выдается территориальным органом внутренних дел на 5 лет и обязательно должен содержать следующие сведения о гражданине:
• фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
• дату и место рождения;
• пол;
• гражданство иностранного гражданина;
• номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;
• срок действия вида на жительство;
• наименование органа, выдавшего вид на жительство.
По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пункт 3 статьи 8 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Порядок выдачи иностранным гражданам вида на жительство, а также форма его бланка утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 42, от 28.03.2008 № 220).
Привилегированное положение белорусских граждан.
Особое положение от всех остальных категорий иностранных граждан занимают граждане Беларуси. Это связано с тем, что граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь являются гражданами Союзного государства, созданного Российской Федерацией и Республикой Беларусь, поэтому пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними (Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства»).
Договор о создании Союзного государства, являясь международным договором Российской Федерации, в основном содержит принципы построения отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и всего лишь описывает контуры решения вопросов трудоустройства в будущем. Его положения не позволяют "вывести" граждан Республики Беларусь из сферы действия Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Однако, еще до заключения Договора о создании Союзного государства, Российская Федерация и Республика Беларусь как независимые государства заключили особый международный договор - Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (от 25.12.1998) Именно его статья 7 на сегодняшний день является нормой, освобождающей граждан Республики Беларусь от необходимости получения разрешения на работу в Российской Федерации, а работодателя, использующего труд белорусов, - от получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Она прямо устанавливает, что договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.
Иностранцы, имеющие двойное и второе гражданство – особенности трудоустройства и пребывание в Российской Федерации.
В Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007) приводятся ряд оснований приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации можно получить, если иностранный гражданин со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно проживал на территории Российской Федерации (подпункт а пункта 1 статьи 13 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ, ред. от 04.12.2007). Этот срок может быть сокращен до одного года (пункт 2 статьи 13 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ, ред. от 04.12.2007).
Двойное гражданство и второе гражданство отнюдь не одно и то же. Двойное гражданство устанавливается специальными международными договорами (например, Россия сейчас имеет двойное гражданство с Таджикистаном), а для легальности получения второго гражданства (второго паспорта) любой другой страны достаточно лишь не иметь на это законодательных ограничений в стране первого гражданства.
Второй паспорт гражданами приобретается, как правило, по нескольким причинам. Среди которых называют увеличение уровня собственной безопасности от руководства страны первого гражданства, а также существенное упрощение процедуры трудоустройства за границей.
В пользу двойного гражданства приводится ряд убедительных аргументов:
1. Лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.
2. Лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.
3. Наличие двойного гражданства решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.
4. В некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.
С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонам двойного гражданства следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.
Правила миграционного учета иностранцев.
Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от.01.12.2007).
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в России, обязаны подавать заявления о регистрации по месту жительства в Федеральную миграционную службу.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 (ред. от 28.03.2008) иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в России, обладающие правом пользования жилым помещением, должны подавать заявление о регистрации по месту жительства непосредственно в территориальный орган ФМС.
В заявлении о регистрации иностранцы должны быть указано следующие:
• фамилия, имя, отчество;
• дата рождения;
• гражданство;
• вид и реквизиты документа, утверждающего личность;
• вид и реквизиты документа, подтверждающего право на проживание в РФ;
• адрес, по которому иностранный гражданин просит его зарегистрировать;
• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением и адрес регистрации по последнему месту жительства.
Должностное лицо территориального органа ФМС должно в день подачи заявления проставить отметку о регистрации по месту жительства в виде на жительство или в разрешении на временное проживание, а также в заявлении о регистрации. При этом иностранные граждане, временно прибывающие в Российскую Федерацию, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющимся их местом жительства, также обязаны встать на учет в ФМС по месту пребывания. В частности, иностранные граждане, временно проживающие и временно прибывающие в России, по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету, а иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации - по истечении семи рабочих дней.
Вышеназванное Постановление также регламентирует постановку на учет по месту пребывания отдельных категорий иностранных граждан. Так, по прибытии иностранного гражданина в гостиницу или в иную организацию, оказывающую гостиничные услуги, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, на турбазу, в детский оздоровительный лагерь или в больницу, администрация этих организаций обязана в течение суток уведомить территориальный орган ФМС о прибытии иностранного гражданина путем отправления уведомления. При убытии иностранных граждан из таких организаций администрация обязана не позднее 12:00 дня, следующего за днем убытия иностранцев, уведомить об этом территориальный орган ФМС путем направления отрывной части бланка уведомления о прибытии.
Иностранные граждане-моряки, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более 24 часов на территории порта РФ, ставятся на учет по месту пребывания территориальным органом ФМС на основании паспорта моряка.
Регистрация по месту жительства и месту пребывания – как оформить, кто может проверить.
Согласно статье 14 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающий в РФ иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения. При наличии у постоянно или временно проживающего в РФ иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории РФ, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства подается в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин указал в качестве своего места жительства. Форма указанного заявления, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению установлены в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
При подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства постоянно или временно проживающим в РФ иностранным гражданином должностному лицу органа миграционного учета предъявляются:
- документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
- вид на жительство или разрешение на временное проживание;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
Орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и перечисленных документов в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.