Какие процедурурные нарушения влекут отмену решения налогоргана ?

Как известно, решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки может быть признано незаконным не только по материальным (в связи с незаконностью или необоснованностью такого решения), но и по процессуальным основаниям (в связи с нарушением процедуры проведения проверки и рассмотрения собранных материалов в налоговом органе).

Процедурные основания отмены решения налогоргана

Принимая поправки в НК РФ, направленные на упорядочивание порядка проведения налоговой проверки (ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ), законодатель одновременно ввел в налоговое законодательство правило о том, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может явиться основанием для отмены итогового решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ). Ключевым словом здесь является «может», поскольку далеко не любые нарушения процедуры проведения налоговой проверки признаются судами достаточными основаниями для признания её результатов незаконными. Тем не менее, начиная с 31.01.2007г. – начало действия данной редакции ст. 101 НК РФ на уровне Налогового Кодекса РФ провозглашена возможность отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, в случае допущенных в процессе её проведения (а не только в процессе рассмотрения налоговым органом результатов налоговой проверки, как указывалось в прежней редакции ст. 101 НК РФ) нарушений. При этом, в предусмотренных Налоговым Кодексом РФ случаях, такие обязательные для соблюдения налоговыми органами требования могут предусматриваться и подзаконных нормативных актах. К таковым, например, можно отнести Приказ Минфина РФ от 09.08.2005 N 101н (ред. от 19.11.2009) «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы», изданного на основании Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". При этом, налогоплательщик не лишен возможности оспорить промежуточные незаконные акты (действия/бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, не дожидаясь окончания налоговой проверки и вынесения окончательного решения по существу. При этом, принятое по заявлению налогоплательщика решение вышестоящего налогового органа или суда о признание того или иного акта (действия/бездействия) налогового органа незаконным может быть основанием для признания не законным принятых в его исполнение актов, (например, признание незаконным решения о проведении выездной налоговой проверки влечет отмену любых принятых в ходе проведенной на основании такого незаконного решения актов), или признание судом добытых в ходе оспоренных и признанных незаконными мероприятий налогового контроля доказательств – недопустимыми (ст. 64 АПК РФ).
/Более подробно - в журнале "Наш бухгалтер" 9/2010, статья Отмена решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с нарушением процедуры проведения выездной налоговой проверки//Кузин А.В., управляющий партнер ЮФ "КМПС&П"