Разделяй и властвуй

8 апреля 2011 года во Владимире прошла конференция региональных отделений ЦФО ОПОРЫ РОССИИ на тему «Регионы-соседи: новые возможности межрегионального взаимодействия». Центральной темой данного мероприятия являлась вопрос о выживании предприятий малого и среднего бизнеса в связи с увеличением страховых взносов, а также ростом общей, в том числе налоговой, нагрузки на бизнес. С одним из выступающих на данном мероприятии - руководителем налоговой практики и управляющим партнером ЮФ «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры» Кузиным Александром Викторовичем нам удалось побеседовать в кулуарах форума.

Александр Викторович, постоянно приходится слышать о государственной поддержке малого и среднего бизнеса и т.д. А что Вы, как налоговый юрист, можете сказать о практике применения мер налогового стимулирования развития МСБ ?

Замечу, что в отличии от ранее действующего закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый в 2007 новый ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не предусматривает возможность введения налоговых льгот для данной категории предпринимателей. В то же время, в целях реализации целей и задач государственной политики по поддержке МСБ (увеличение количества субъектов МСБ, обеспечение благоприятных условий для их развития, обеспечение конкурентоспособности, развитие занятости и наконец, увеличение доли производимых субъектами МСБ товаров (работ, услуг)) данным законом декларированы некоторые меры налогового стимулирования, такие как введение специальных налоговых режимов, упрощение правила ведения учета, форм налоговых деклараций и т.д.; В то же время, в утвержденных Минфином РФ «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы» имеется лишь несколько упоминаний о малом бизнесе, причем в контексте сворачивания спецрежимов и последствиях роста страховых взносов. В этой связи, можно сделать вывод, что продекларированные в Федеральном законе меры налогового стимулирования развития МСБ в интерпретации Минфина РФ превратились в меры налогового дестимулирования.

А как вы думаете, с чем это связано ? Государству больше не нужен малый бизнес ? Мы действительно целенаправленно движемся к олигархическому капитализму ?

В Ваших словах есть доля правды. Действительно, повышения объема собираемых налогов и сборов для финансирования всё возрастающих государственных расходов в последнее время производится без учета необходимости сохранения и поддержки малого и среднего бизнеса. При этом, применяя одну и туже ставку страховых взносов в отношении как малого, так и крупного бизнеса, чиновники забыли, что запас прочности данных субъектов между собой несопоставим. Только представьте, налоговая нагрузка на фонд заработной платы у «малышей» с 2011 года выросла почти в два с половиной раза, в то время как у более крупных «коллег» почти в два раза меньше ! Таким образом, в погоне за наполнением бюджета, вопросы стимулирования малого и среднего предпринимательства оказались на заднем плане.

На Ваш взгляд, это целенаправленная политика сворачивания доли МСБ в экономики или издержки бюджетной реформы ?

Скорее второе. Думаю, что Правительство было вынуждено идти по данному пути, поставив перед собой в предвыборный период явно невыполнимую задачу – повысить уровень пенсий на уровне 30% от средней зарплаты по стране, тем самым обеспечив ежегодное 5% увеличение государственных расходов на эти цели. При этом, перераспределять налоговое бремя между бизнесом и гражданами государство также не торопиться, по крайней мере до завершения выборов президента и Государственной Думы РФ.

То есть, выборы чиновников в будущем поставили бизнес перед настоящим «выбором» ?

Совершенно верно. Хочешь спать спокойно, заплати налоги и спи.. но только на скамейке в парке. Это шутка, но невозможно не отметить, что в последние год-два государство смещает акценты и от поддержки малого предпринимательства в целом, правительство переходит к точечной поддержки социально значимых отраслей и секторов. Кроме того, нельзя не сказать о тенденции размывания грани между малым и средним бизнесом, в том числе с позиций применения того или иного специального налогового режима. Я имею ввиду трехкратное увеличение предельного размера доходов, дающего право на переход на «упрощенку», а также аналогичного показателя, превышение которого влечет за собой утрату права на применение УСНО (ФЗ от 19.07.2009 № 204-ФЗ). Стоит также упомянуть и об увеличении порога перехода на ежеквартальную уплату налога на прибыль с 3 до 10 млн. руб./квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ) ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Таким образом, в настоящее время водораздел проходит между крупным бизнесом с одной стороны (который , по всей видимости, для государства более приоритетен) и малым и средним бизнесами с другой.

А как же принятые под новый год поправки в ФЗ «О страховых взносах…», предусматривающие льготную ставку для отдельных видов предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения ?

По всей видимости, Вы имеете ввиду принятый «под елочкой» ФЗ от 28.12.2010 № 432-ФЗ, который ввел пониженную 26% ставку страховых взносов для промышленных и ряда других предприятий, работающих на спецрежиме. Стоит отметить, что под него подпадают по разным оценкам от 5 до 7 % всех малых и средних предприятий. Стоит также напомнить, что в ФЗ «О страховых взносах…» изначально закладывались ряд льгот, например, для инновационных предприятий, для предприятий, на которых заняты инвалиды, организаций, развивающих народные промыслы и т.д. (еще около 2-3 % всех субъектов МСБ). Таким образом, подавляющее (!) большинство малого и среднего бизнеса с 2011 года попало под серьезный налоговый пресс. Особенно тяжело приходится предприятиям, в структуре расходов которых велика удельный вес заработной платы, таких, например, как предприятия торговли и общественного питания, на долю которых в нашей области приходится более 70% всех субъектов МСБ.

Неужели не было и нет других вариантов решения вопросов финансирования пенсионной реформы ?

Были, есть и будут. Цена вопроса по российским меркам не такая уж большая - 120 млрд. руб. в год. Среди рассматриваемых - введение пропорциональной шкалы НДФЛ, отмена или изменение предельного размера вознаграждений для начисления страховых взносов (сейчас он равняется 463 тыс. руб., то есть доходы, превышающие указанный лимит страховые взносы не начисляются), значительное увеличение акцизов на алкоголь и табак, а также увеличение ставок по НДПИ. Всех их объединяет одно – государство не готово ослаблять давление на бизнес. При этом, в тактических целях, допускается маневрирование между отдельными секторами экономики или категориями налогоплательщиков по принципу «разделяй и властвуй».

Так, может быть это и есть суть налоговой политики в отношении МСБ ?

Думаю Вы правы, впрочем это принцип и любой другой политики. В то же время, следует отметить, что одновременно правительство пытается смягчить удар, вводя дополнительные налоговые льготы. Так, например, для налогоплательщиков, исчисляющих единый налог по упрощенной системе налогообложения с налоговой базы «доходы» (большинство предприятий в сфере услуг с высокой долей заработной платы в структуре затрат) уплаченные страховые взносы вычитаются из сумму начисленного налога, в то время как в другом случае (налоговая база «доходы минус расходы») – сумма уплаченных страховых взносов увеличивает сумму расходов, в связи с чем получаемые налоговая выгода на порядок меньше.

Александр Викторович, всё это касается федерального уровня. А какие, по Вашему мнению, меры налогового стимулирования малого и среднего бизнеса можно и нужно принимать на местах ?

Никто не лишал местные власти полномочий снижать налоговые ставки, в том числе ставки единого налога (кстати, в других регионах, представители которых принимали участие в конференции, в отличие от 33 региона, такие меры поддержки давно приняты). Муниципалитеты также вправе изменять значения коэффициентов базовой доходности для исчисления ЕНВД. Помимо вышесказанного, снижение налоговой нагрузки на бизнес, включая малое и среднее предпринимательство, можно осуществлять через регулирование налоговой базы и ставок по другим налогам региональным и местным налогам. Так, например, по непонятным причинам у предприятий торговли г. Владимира, расположенных в жилых домах, самый высокий размер ставки земельного налога (выше даже чем у банков). По всей видимости, это отголоски тех далеких времен нашей экономической истории, когда розница была самым высокодоходным бизнесом.

В этой связи, не могу не спросить Вас о том, не ожидает ли нас в ближайшем будущем сокращение малого и среднего бизнеса в сфере услуг (включая розничную торговлю) и как следствие, рост цен и тарифов ?

Определенные опасения на это счет имеются. Не случайно, правительство ведет постоянные консультации с бизнес сообществом и пытается так или иначе сбалансировать потери на налогах за счет предоставления тех или иных налоговых льгот и т .д. При этом, необходимо помнить, что сумма собранных налогов в 2010 году достигла докризисного уровня 2008 года. Так, что в принципе, деньги в бюджете есть.

Александр Викторович, а какими мерами налогового стимулирования государство пытается компенсировать или уже компенсировало налоговые потери «малышей» ?

За период с момента принятия Федерального Закона № 212-ФЗ предпринимались различные попытки так или иначе возместить выпадающие доходы или, по крайней мере, «подсластить пилюлю». В частности, под конец 2010 года был отменен НДС при льготной приватизации арендуемой недвижимости субъектами МСБ (ФЗ от 28.12.2010 N 395-ФЗ); Совсем недавно вступил в силу еще один федеральный закон (ФЗ от 07.03.2011 № 23-ФЗ), устанавливающий льготный порядок учета государственных субсидий, предоставленных субъектам МСБ (п. 4.3. ст.271 НК РФ). К подобным мерам можно отнести установление прозрачных правил установления налоговой базы по земельному налогу (ФЗ от 22.07.2010 N 167-ФЗ), несправедливость которой вызвала целую бурю возмущений (споры не прекращаются и по сей день). А также, двух кратное уменьшение ставок транспортного налога (ФЗ от 27.11.2010 N 307-ФЗ).

Судя по Вашему описанию, введение государством тех или иных льгот не отличается особой системностью и больше похоже на «пожарные» меры ?

Да, Вы правы. В то же время, можно назвать несколько векторов, в направлении которых государство проявляет последовательность и системность. Так федеральное правительство пытается постоянно поддерживать инновационный бизнес, в частности прикладные научные исследования. Например право на применение упрощенной системы налогообложения (ст. 346.12 НК РФ) с пониженной ставкой страховых взносов получили хозяйственные общества, учрежденные ВУЗами с долей участия более 25 % (ФЗ от 27.11.2010 N 310-ФЗ). Кроме того, государство поддерживает бизнес (в том числе малый) работающий в социально значимых отраслях или модернизируемых отраслях экономики. Так, Федеральным Законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, была установлена «О» ставка по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Кроме того, как уже упоминалось, пониженные ставки (14 %) страховых взносов установлены для компаний, работающих в сфере информационных технологий (ФЗ от 16.10.2010 N 272-ФЗ), созданных бюджетными научными учреждениями и ВУЗами, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и участников проекта «Сколково» (ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Также данным законом были установлены пониженные тарифы в размере 20,2% для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организации и предприниматели, уплачивающие ЕСХН, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин, организаций созданных или использующих труд инвалидов. Третий вектор, - поддержка инвестиций в российскую экономику. В этой связи, стоит отметить принятые в последнее время законы, которыми были введены льготы по налогу на прибыль и НДФЛ для поощрения инвестиционной деятельности – путем освобождения из под налогообложения купли-продажи ценных бумаг, выплату дивидендов и перераспределение финансовых и товарно-денежных потоков внутри группы компаний (п. 17.2 ст. 217 НК РФ, п. 2 ст. 284.2 НК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, п.п. 3.4. п. 1 ст. 251 НК РФ (ФЗ от 28.12.2010 № 395-ФЗ). Вместе с тем, последний вектор скорее ориентирован на крупный бизнес.

На Ваш взгляд, окажутся ли такие меры действенными ?

Наиболее приближенный к практике прогноз применительно к ситуации роста страховых взносов – переход большинства предприятий МСБ, применяющих спецрежимы, в тень и возвращения к практике выдачи «серых» или «конвертных» зарплат. Так, проведенные в феврале т.г. одним из авторитетных изданий опрос показал, что к таким методам готовы прибегнуть более 80% опрошенных. Соответственно, эта подзабытая практика потянет за собой падение собираемости не только страховых взносов, но и НДФЛ и налога на прибыль, поскольку серые выплаты можно делать только из серых источников. Так что, пострадает не только пенсионный фонд, но и бюджет в целом (включая региональный и местный уровни). Так что продекларированные цели пенсионной реформы предложенными правительством методами в любом случае достигнуты не будут, из чего можно заключить, что ставку страховых взносов рано или поздно всё равно корректировать придется.

Подводя черту, налоговая политика РФ в отношении МСБ это…

Подготовка к предстоящим выборам Президента и ГД, во-первых. Рост налоговой нагрузки на бизнес (для финансирования пенсий, государственных расходов) с креном на МСБ (сфера услуг), и одновременным льготированием налоговой нагрузки на ФОТ отраслей с высоким уровнем зарплаты, во-вторых. Попытка сгладить рост страховых взносов налоговыми льготами для МСБ в социально-ориентированных видах деятельности, в третьих. Поддержка инвестиционной и инновационной деятельности путем предоставление налоговых льгот, в четвертых. Введение прозрачности в определении налоговой базы по имущественным (в том числе земельным) налогам, в пятых.

И, наконец, не могли бы Вы сориентировать наших читателей о возможных изменениях налоговой политики в отношении МСБ ? Чего следует ожидать предпринимателям в недалеком будущем ?

К сожалению, в данной ситуации трудно делать радужные прогнозы. Так, в планах Минфина РФ предусматривается постепенная отмена ЕНВД с её заменой для некоторых категорий плательщиков патентами (гл. 265 НК РФ). Так, согласно законопроекту уже с 01 января 2012 планируется уменьшить среднесписочную численность, дающую право на применение данного налогового режима в 2 раза, с исключением через год из под ЕНВД розничной торговли и общепита. С 01 января 2014 ЕНВД может быть и вовсе отменен. При этом, переход на патентную систему будет разрешен только для микро бизнеса (предприятий с числом работающих до 5 человек), а список подпадающих под патент видов деятельности сократиться на треть (46 видов деятельности вместо 69 существующих).

Неужели всё так мрачно ? И никакого просвета в конце туннеля ?

Конечно же просвет есть, главное чтобы он не оказался огнями встречного паровоза. Не стоит забывать, что впереди у нас Олимпиада 2014 и ЧМ по футболу 2018. При всем том, что предугадать изменение мировых цен на нефть практически не возможно. Тем не менее, в рамках структурной перестройки экономики Минфин РФ планирует и дальше поощрять социально значимые или инвестиционно привлекательные отрасли (сектора) экономики, в том числе путем применения мер налогового стимулирования. К таким мерам можно отнести планы по оптимизации амортизационной политики, введение льгот по налогу на прибыль по социально-значимым проектам, а также льгот по налогу на имущество для энергоэффективного оборудования. Одновременно, с применением мер поощрения, государство будет и дальше ужесточать меры налогового администрирования, включая усиления входного контроля за созданием юридических лиц, введением уголовной ответственности за участие в создании и деятельности фирм-однодневок и т.д.

То есть, если мы нарушаем закон – нас штрафуют, если нет – платим налоги ?

Совершенно верно, главное при этом не терять оптимизма, предпринимательской смекалки и бодрости духа.

@интернет сайт ЮФ "Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры" апрель 2011