Рынок электрической энергии и мощности: игра по правилам и без

В условиях постоянного изменения «правил игры» в сфере электроэнергетики, руководителям предприятий придется или самим подробно изучать все аспекты правового регулирования в отрасли, или обращаться за помощью к специалистам. Энергокомпании нередко пользуются некомпетентностью потребителей, навязывая им невыгодные условия договоров. Бороться с такими действиями можно и нужно.

Наиболее распространенные нарушения действующего порядка заключения и исполнения договоров со стороны энергоснабжающих (энергосбытовых) и электросетевых организаций происходят в следующих случаях:
- при выполнении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям;
- при заключении и исполнении договоров энегоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, технологического присоединения к электрическим сетям;
- при расчетах за электрическую энергию и услуги, неразрывно связанные с процессом поставки электрической энергии.

Если гарантирующий поставщик требует от вас самостоятельно оформить документы с сетевой компанией, необходимые для урегулирования отношений по передаче электрической энергии, но при этом у вас заключен с ним договор энергоснабжения, то такие требования являются незаконными», -

В случае с гарантирующим поставщиком и договор купли-продажи, и договор энергоснабжения является публичным, то есть энергосбытовая компания не вправе уклониться от его заключения. Если же компания имеет статус гарантирующего поставщика, но при этом всячески затягивает подписание договора, то эти действия можно обжаловать в суде или обратиться в УФАС.

Вместо единого договора энергоснабжения могут отдельно заключаться договор по передаче электроэнергии (с сетевой организацией) и купли-продажи электроэнергии (со сбытовой компанией). Договор по передаче электроэнергии также является публичным, и сетевая компания не вправе отказаться от его заключения. В случае отсутствия технической возможности подключения потребителя сетевая организация должна в течение 30 дней уведомить потребителя об условиях, на которых подключение может быть произведено. На первый взгляд, заключение двух договоров несет определенные неудобства для потребителя – придется больше бегать с бумагами, налаживать взаимоотношения одновременно с несколькими субъектами рынка электроэнергии (энергосбытовой, сетевой компаниями, компанией, осуществляющей оперативно-диспетчерское управление). Однако, в случае заключения договора энергоснабжения плата за регулируемые услуги (услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, связанные с процессом снабжения электрической энергией) входит в состав общего счета за электрическую энергию. При этом, энергосбытовая компания должна выбирать тариф на услуги по передаче электрической энергии, руководствуясь правилами дифференциации указанных тарифов, установленными законом, а не договором. Нередки случаи нарушений указанных правил, со стороны энергосбытовых организаций, когда потребителей относят к группе с более высоким тарифом, взимая плату за фактически не оказываемые услуги.

Один из самых «больных» и капиталоемких моментов во взаимоотношениях потребителей с энергетиками – это процедура технологического присоединения. Договоры технологического присоединения к электрическим сетям в настоящее время также являются публичными, и сетевая компания не вправе отказать потребителю в их заключении. При отказе или уклонении от заключения этого договора (на любых основаниях, в том числе «из-за отсутствия технической возможности») действия сетевиков можно обжаловать в суде или УФАС.
Схема действий потребителя при присоединении к электросетям выглядит следующим образом. Сначала потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на техприсоединение. В установленные законодательством сроки сетевики должны заключить договор о техприсоединении, в котором оговариваются мероприятия, которые обе стороны должны выполнить для осуществления технологического присоединения, с учетом территориального признака. В договоре также указывается размер платы за техприсоединение, который устанавливается Региональной службой по тарифам (это принципиальный момент: в настоящее время так называемый тариф на техприсоединение отменен).Если присоединение будет осуществляться к магистральным сетям – то плату устанавливает ФСТ. Заключение договора о техприсоединении без указания размера платы не допускается. Размер платы является существенным условием договора и определяется по специальной методике, утвержденной приказом ФСТ. Затем после выполнения всех оговоренных мероприятий и получения разрешения Ростехнадзора (в случае если присоединяемая мощность превышает 100 кВт) должно последовать фактическое присоединение и составление актов о техприсоединении и разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
«В плату за техприсоединение входят расходы сетевой организации на осуществление мероприятий по присоединению. Надо также обратить внимание на то, что с 1 января 2011 года не допускается включение в плату за техприсоединение инвестиционной составляющей, за исключением расходов на строительство объектов до принимающих сетей». Техусловия потребителю должны выдаваться бесплатно, и действуют они от 2 до 5 лет. Плата за акты о техприсоединении и разграничении балансовой принадлежности также не взимается.
Для организаций малого и среднего бизнеса сейчас предусмотрена упрощенная процедура техприсоединения. Кроме того, в сентябре 2010 года вышло постановление правительства РФ № 759, предусматривающее возможность внесения 40 % от размера платы за техприсоединение уже после выполнения работ по техприсоединению в тех случаях, когда подключаемая мощность составляет от 100 до 750 кВт.

Безусловно, наиболее актуальным остается вопрос о стоимости электроэнергии для юридических лиц. Напомним, что с 1 января 2011 года весь объем, поставляемый юрлицам, поставляется по нерегулируемым ценам. Если говорить точнее, то в тарифе есть регулируемая составляющая – на услуги по передаче, сбытовая надбавка и иные регулируемые услуги, оказание которых связано с процессом снабжения электрической энергией.. Но основная доля – это нерегулируемая цена на электрическую энергию .
Нерегулируемые цены и/или их предельные уровни для юридических лиц делятся на несколько вариантов, в зависимости от величины потребляемой мощности и пр. При этом с 2012 года вводится вместо нынешних трех вариантов целых шесть ценовых категорий. Понятно, что потребителям зачастую сложно сориентироваться в этом тарифном меню, и, несмотря на то, что законодательно ему предоставлено право выбора варианта нерегулируемой цены и тарифа на услуги по передаче электрической энергии, многие просто не могут воспользоваться этим правом, потому что не понимают, по каким критериям выбирать. А у сбытовых компаний, в случае если потребитель в установленный срок не уведомил о выборе тарифа, есть право рассчитывать этого потребителя как раньше в предшествующий год, например по заявленной, а не по фактической мощности, что естественно приводит к переплатам потребителей. «Каждому предприятию, потребляющему значительные объемы электроэнергии, необходимо провести экономический анализ и понять, какой из предложенных вариантов цен ему выгоднее. Потребитель имеет право выбрать вариант тарифа (нерегулируемой цены) в течение месяца после утверждения тарифов. Конечно, сейчас в 2011 году уже поздно требовать отнесения к иной тарифной группе, но на будущий год эти нюансы необходимо учесть. Это позволит сэкономить значительные суммы».
Отдельный разговор – о приборах учета, которые сегодня установлены практически у всех потребителей. Экономить на приборах учета нельзя, поскольку плата за электроэнергию сегодня во многом зависит от потребляемой мощности, необходимо точно определять фактическую мощность. Нередко энергетики производят расчеты по так называемой заявленной мощности. А фактически потребляемая зачастую бывает ниже – значит, потребитель будет переплачивать.
Кроме того, нередко предприятия размещаются в старых производственных зданиях, и энергоемкость нынешних производств гораздо ниже, чем в советские времена. А энергетики выставляют счета, исходя из «старых» данных по мощности. Здесь тоже возникает переплата. И потребителю в этом случае необходимо ставить современный прибор учета и требовать, чтобы ему выставляли счета по фактически потребленной мощности.

Ситуация в электроэнергетике с каждым годом становится все запутаннее и сложнее, и потребители зачастую даже не могут проверить, правильно ли произведен энергетиками тот или иной расчет.. Очевидно, что в этих условиях руководителям предприятий малого и среднего бизнеса придется или повышать собственную квалификацию в сфере энергетики, или обращаться за помощью к специалистам.