Александр Кузин: «Юридическая история обосновывает успех компании»

Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, которую будут получать определенные категории граждан. А каково положение юридических фирм в современных условиях ведения бизнеса, в чем особенности становления данного сегмента услуг в регионе и чего нам ждать от юридической системы, мы узнали, побеседовав с Александром Кузиным, управляющим партнером юридической фирмы «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры».

ДОСЬЕ
Александр Викторович Кузин
- Должность: руководитель налоговой практики, управляющий партнер юридической фирмы «Кузин, Мохорев, Пузанов, Савенко и партнеры»
- Дата рождения: 29 марта 1973 года
- Образование: Ивановский государственный университет: юридический факультет; ВЗФИ: бухучет, аудит и анализ финансовой деятельности; в данный момент обучение в Высшей школе экономики, аспирантура
- В бизнесе: с 2002 года
- Увлечения: горные лыжи, чтение

Александр Викторович, как вы оцениваете уровень юридических услуг во Владимирской области? Каково сегодняшнее состояние этого сегмента? Насколько он соответствует запросам времени, бизнеса?

- Рынок юридических услуг, как и многие другие сегменты, делится на сектор B2B и гражданский, потребительский. В первом случае превалирует работа с корпоративными клиентами, которые обслуживают юридические фирмы. Во втором случае доминирует адвокатура, осуществляющая решение спорных вопросов в гражданской сфере.
В сегменте B2B рынок пока незрелый, до конца не сформированный. Причин этому несколько: во-первых, наиболее активно нуждающиеся в юридических услугах извне - малые и средние предприятия - пока все-таки не в состоянии оплачивать счета за услуги юридических компаний по крупным проблемных вопросам. Поэтому сегодня малый и средний бизнес, как правило, довольствуется услугами формального характера, связанными с регистрацией фирмы и т.д.
Крупные же предприятия сформировали свои юридические отделы, поэтому потребности в привлечении юридических консультантов извне не испытывают.
На западе давно сложилась следующая практика: топовый юрист представляет интересы компании, а когда возникает необходимость, он нанимает узкопрофильных специалистов для решения сложных проблем. Полагаю, на такую модель взаимодействия будут переходить и крупные собственники, этот процесс займет около пяти лет и потребует большего количества узкопрофильных специалистов.
К этому нас подталкивают и появление новых контролирующих органов, усложнение законодательства. Специалисту уже трудно быть «мастером на все руки», знать все нюансы права. Будущее юридических фирм – это специализация на той или иной практике, на том или ином виде бизнеса. Но пока подобных фирм на рынке юридических услуг области практически не представлено.
Вторая причина, по которой рынок юридических услуг не развит - правовой нигилизм: у владельцев бизнес-сообщества выработано недоверие к юридическим институтам, государственной правовой системе, можно сказать, это у нас в крови. Поэтому юридические вопросы часто решаются не в правовой сфере, и юрист вместо того, чтобы развиваться, занимается «перетаскиванием чемоданов», а не зарабатывает деньги за счет собственных мозгов и репутации...

? Можно ли говорить о том, что на местный бизнес, в том числе и на уровень юридических услуг, серьезно влияет соседство городов-«миллионников»?

- Несомненно. В регионе отсутствуют в достаточном количестве профессиональные кадры высокого уровня. Это результат оттока квалифицированной рабочей силы в Москву, Нижний Новгород. Также одним из ключевых моментов, сдерживающих формирование местного рынка юридических услуг, является и то, что крупный бизнес в основном «прописан» в Москве, управляется оттуда. Соответственно, основные договоренности по юридическому сопровождению также принимаются там. Получается, что крупный и средний бизнес централизуется, а это рикошетом ударяет по юридическому бизнесу области, так как возрастает трудность в нахождении и юридическом консультировании клиентов у местных представителей. Не стоит забывать о том, что московские и нижегородские компании тоже пытаются «откусить свой кусок пирога», борясь за внимание владимирского бизнес-сообщества.

? Есть ли местная специфика рынка юридических услуг?

- Проблема в том, что малое предпринимательство не слишком платежеспособно, плюс многие просто не хотят выстраивать некий правовой фундамент собственной деятельности, который, бесспорно, влияет на развитие бизнеса. Поэтому, собственно, юрист здесь просто не требуется. Ведь его задача – следить за транзакциями, конкурентными войнами, разрабатывать и проводить деловую стратегию предприятия. Но в большинстве случаев такой практики крайне мало. Деловая активность владимирского бизнеса пока низкая.
Подводя итоги оценки рынка юридических услуг, стоит отметить, что Владимирская область – не самый успешный регион для ведения юридического бизнеса.

? Так каким же образом все-таки добиваются успеха юридические компании?

- Здесь дело в стратегии, в умении менять формат, предлагать те услуги, которые востребованы. Юридическая компания должна уметь переходить от формальных услуг (лицензирование, абонентское обслуживание) к сегменту, связанному с решением судебных споров, корпоративными процедурами. Она должна демонстрировать способность перейти – если в этом будет необходимость – в так называемый премиум-сегмент юридического сопровождения, интеллектуально-емкий, связанный с решением нестандартных проблем. Такой вид юридической компании я называю «юридический бутик»: то есть формат разных, подчас уникальных юридических отраслей, которые предоставляют, ведут узкопрофильные специалисты. Для успеха компании, несомненно, важен и кадровый партнерский состав юридической фирмы, стаж работы, квалификация.
То есть эволюция юридической компании закономерно ведет к успеху, если развитие идет в рамках выбранной стратегии. Нужно отказаться от тех направлений, которые перестают являться профильными в деятельности юридической компании. Для любого профессионала наращивание объема знаний и оттачивание узкоспециализированных навыков – это его активы. В бизнесе нужно стремиться к капитализации ресурсов – это принесет успех в конкурентной среде.

? Какова конкуренция в данном сегменте?

- Безусловно, она высока в премиум-сегменте и эконом-сегменте, то есть «вверху» и «внизу» пирамиды, которую представляют юридические услуги. На «нижнем» уровне юридической пирамиды конкуренция основана именно на проработанности бизнес-процессов. Если компания перегружена работой, то демпингует цены, это конкуренция издержек. В премиум-сегменте конкуренция, конечно, не ценовая. Первый из факторов, способный выиграть борьбу за клиента, это «печать», то есть бренд, известность, репутация компании. «Печать» уже обозначает уровень квалификации юристов, качество юридического сервиса, запас выигранных споров, реализованных проектов... Все это объединяется в выражение «юридическая история».

?Как бы вы охарактеризовали перспективы развития юридического бизнеса?

- Не за горами вступление в ВТО, это расширяет экономические границы, во Владимирскую область придет еще больше иностранных компаний, в том числе и юридических. Здесь возможны два варианта развития событий: либо местные юридические компании просто сдадут рынок конкурентам извне, либо уже сейчас начнут готовиться к приходу иностранных коллег. Для этого можно установить контакты с крупными представителями юридического бизнеса, есть возможность войти в так называемую юридическую сеть, когда профессионалы из разных стран обмениваются клиентскими заданиями, создать практику во внешнеэкономической деятельности и т.д.
На рынок юридических услуг в России накладывает отпечаток высокий общий уровень коррупционности. Суд так и не стал до конца независимым, собственно, кризис юстиции продолжается уже лет двадцать. Поэтому говорить о том, что юристы как профессиональный класс, будут представлены в России так же широко, как на Западе, не стоит. Специалисты по юридическим вопросам – это обслуживающая бизнес профессия, если бизнес уходит в тень, то туда же уходит и юридический рынок. Если изначально задаются разные правила игры для «своего» бизнеса и остального, и «наш» бизнес работает по законам теневой экономики, это только негативно влияет на развитие сегмента предоставления юруслуг: правовая система в условиях теневого бизнеса не развивается, юридические услуги не востребованы, если только речь не идет о «переносе тяжестей».

? Какие юридические услуги востребованы на данный момент бизнес-сообществом? И чем эта востребованность определяется?

- Средний и крупный бизнес заинтересован в узкоспециализированных услугах, особенно в тот момент, когда предприятие не обладает юристом нужного направления и квалификации, а также судебном представительстве с привлечением адвокатского корпуса. На мой взгляд, нельзя вычленить востребованные направления для бизнеса. Если те или иные услуги предоставляют юридические компании - значит, они нужны.

? Каковы главные проблемы, с которыми сталкиваются представители владимирского бизнес-сообщества в юридической сфере?

- Это несформированность правовой позиции. Право – это формирование иерархии интересов, их борьба, взаимодействие. Чтобы защитить свою позицию, нужна доказательная база, факты, знания. В этом и помогает право. Осознание права помогает по-другому взглянуть на ситуацию, это попытка разобраться в проблеме (например, налоговой, судебной и т.д.) глубоко, дойти до сути, а не просто обменяться точками зрения, в результате не придя к соглашению. Результат работы юристов – это появление у владельцев бизнеса убеждений в том, что свои интересы нужно и можно защищать, причем перед государственными органами. И не только в арбитражном суде.

? Как руководитель налоговой практики, что можете сказать о системе налогообложения предпринимательства? Об участниках данной системы?

- Квалификация юристов налоговой службы выросла, как и судей, рассматривающих налоговые споры и претензии. Современная тенденция в том, что увеличивается роль внутриведомственного разрешения налоговых споров. Условно говоря, в некоторых случаях отношение стало более либеральным даже внутри налоговой службы.
Стратегическая грамотность налоговой службы также совершенствуется, развивается технологический инструментарий проверки данных. По сути, данный процесс должен способствовать развитию и технической оснащенности компаний, которые хотят оптимизировать систему налогообложения, но такого не происходит. Соответственно, чтобы отвергнуть налоговую претензию, предприниматель должен обладать либо профессионализмом юриста, либо нанять подобного специалиста.
Что касается роста налоговых взносов, то налоговая нагрузка выросла с 2001 года, но рост обращений по налоговым претензиям коренным образом не изменился. Это связано еще и с тем, что налоговая служба ведет себя более лояльно в большинстве случаев, предпочитая договариваться с налогоплательщиком «на берегу», не доводя до передачи претензии в суд.
Следует отметить, что количество обращений в суд по налоговым спорам снизилось с 2004 года в несколько раз.
Если говорить о налоговой нагрузке, то она, думаю, будет только расти – это мировая тенденция. Впрочем, в Европе налоги хотя и больше, но и эффективность бизнеса выше. В России же в реальную налоговую нагрузку входят не только сборы, но и взятки, и другие платежи, которые вносят бизнес-структуры – например, когда бизнесу настойчиво предлагают профинансировать те или иные объекты. И этот объем средств значительно превышает платежи в других странах.

? А почему вы выбрали именно налоги в сфере юридических вопросов?

- Это связано с моим профильным образованием. Кроме того, налоги – это очень важная составляющая экономики, общества. Через налоги идет преломление «нежных чувств» между бизнесом и государством, налоги – это «пуповина», которая связывает две эти сферы. В свою очередь, налоги – это и способ контроля над государством, общества над властью, контроль государственных расходов. В Англии, например, не король принимал решение о том или ином налоге, а Парламент.

? В свое время институты и университеты готовили менеджеров, юристов и экономистов... Пройден ли кризис профессии? Есть ли у него последствия?

- Проблема перепроизводства кадров существует до сих пор. Чуть ли не 90% специалистов не востребовано рынком. Кстати, чтобы улучшить положение, Правительство предлагает аккредитовать вузы, которые наиболее отвечают требованиям времени, при Ассоциации юристов России. Нельзя не признать, что молодому юристу сложно устроиться без протекции. Но возникает противоречие: при избытке кадров наблюдается дефицит молодых специалистов. В юридическом бизнесе востребованы трудолюбивые, амбициозные люди, желающие стать яркими профессионалами. Но подчас желание показать себя становится важнее, чем желание состояться в профессии.
Сейчас в государственном аппарате и государственных органах идет кадровая смена поколений, шестидесятилетних сменяют 35-40-летние сотрудники, которые получали образование в период перестройки, слома юридической системы, эти люди уже знают, что такое западная правовая система, обладают независимостью и свободой мышления. Это внесет живую струю в юридическую жизнь области, что вызывает определенный оптимизм.
Напомним, что появились и другие возможности решения споров: третейский суд и медиация, направленные на разгрузку судов. Думаю, это повлияет на становление, формирование правового сознания бизнес-сообщества, т.е. укрепление мыслей о том, что споры решаются правовыми методами. Глобальным образом идет борьба за правовую систему, в которой мы будем решать свои проблемы.

? От чего зависит стоимость на юридические услуги? Можно ли доверять тем, кто демпингует?

- Цена услуги не определяет ее качество, как ни странно. Высококвалифицированную помощь можно получить не за бешеную сумму, и наоборот. Существует пример цены, утвержденной на адвокатское обслуживание. Есть и рыночная стоимость юридических услуг, связанных с судебными представительствами, регистрацией компании или ликвидацией. Конечно, стоимость услуг юридических компаний премиум-сегмента строится на почасовой оплате, 300-500 у.е. Признаю, что стоимость услуг зависит и от ниши, где находится юридическая фирма, для поддержания реноме стоимость несложной услуги в компаниях преимум-класса будет выше, это добавка за бренд.

Бизнес-Навигатор, 27 июня 2011 года. Интервью брала Ольга Князева.